Уже несколько недель страна наблюдает за спором клириков и чиновников вокруг Исаакиевского собора. В конце июля РПЦ обратилась к городской власти с просьбой «вернуть» собор церкви. Казалось бы, после согласия городской власти передать РПЦ Смольный собор (нынешнее обиталище чиновников), Исакий, что называется, «сдадут без боя». Но возник конфликт: против «возвращения» собора в ведение епархии высказалось не только музейное сообщество, но и министр культуры Владимир Мединский, назвавший нынешний статус собора «оптимальным».
В Смольном сначала предложили провести референдум о передаче собора, а потом и вовсе отказали церкви, отметив, что из-за передачи собора епархии содержать и реставрировать его придется за счет города, ведь РПЦ обещала бесплатный вход в собор для всех.
Именно этот аргумент – бесплатный вход – был основным у церкви в борьбе за потенциальные голоса горожан, когда речь шла о референдуме. Но как только стало ясно, что никакими «пряниками» позицию горожан насчет собора не изменить, от референдума отказались, а депутат Максим Резник предложил законопроект об особом порядке передачи объектов культурного наследия церкви, епархия пошла ва-банк и обещала добиться передачи собора через суд. Петербуржцы стали опасаться, что отказ Смольного был своеобразной постановкой, чтобы народный гнев не вылился на власть. Ведь по закону неготовность города субсидировать памятник после передачи его церкви действительно не может быть причиной отказа в передаче религиозного сооружения РПЦ. Директор музея-памятника Николай Буров высказал удовлетворение решением Смольного, отметив, что оно отвечает интересам государства и горожан.
Максим Резник и вовсе попросил губернатора не торопиться с принятием окончательного решения, дождаться голосования по его законопроекту. Он в частности предлагает оформлять передачу памятников церкви не указами из Смольного, а городскими законами – то есть чтобы каждый такой инцидент проходил через голосование в ЗакСе. «Нельзя взваливать решение столь важных вопросов на плечи одного человека. Даже если этот человек – губернатор, – говорит Резник. – Кстати, о необходимости обсуждения вопроса говорил и пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов, когда писал, что решение по Исаакиевскому собору будет приниматься с учетом интересов жителей города и туристов».
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что в Петербурге многие церкви являются в первую очередь музеями, и напомнил, что в век «богоборчества» петербургские храмы сохранились именно потому, что стали музеями. Депутаты ЗакСа говорили о трех млн. туристов, которые каждый год приходят в собор (Исакий – третий по посещаемости музей страны) и отмечали, что среди приезжих много людей разной веры и конфессий. Градозащитники переживали за сохранность памятника, полагая, что если церковь сделает вход бесплатным, то содержать и реставрировать собор будет не на что. Сейчас вход в собор стоит 250 рублей. Директор Николай Буров особо подчеркнул для местных СМИ, что последние пять лет цена не менялась.
В ответ на решение Смольного отказать в передаче Исаакиевского собора в ведение РПЦ Санкт-Петербургская митрополия заявила, что хоть и готова оспорить решение Смольного и формулировки власти в суде, но заканчивает обращение примирительно: «Церковь имеет богатый опыт плодотворного сотрудничества с музейным сообществом. Нет никакого желания входить с ним в конфликт и в случае с Исаакиевским собором. Думаю, что есть возможность найти решение, которое устроит всех». Дирекция музея уже начала подготовку нового соглашения с религиозной общиной, которая последние 25 лет вполне мирно сосуществовала с музеем. Четыре раза в год в соборе проводятся службы, а в приделе Александра Невского служат каждый день, при этом материально именно музей помогает общине. Впрочем, прихожане составляют всего 1% от всех посетителей собора.
К слову, митрополия проявляет активный интерес к Спасу-на-Крови и Сампсониевскому собору. Процесс передачи Смольного собора церкви уже запущен.