В документе Госдепа, опубликованном на сайте правительственного издания Federal Register, говорится о четырех российских юридических лицах: корпорации «МиГ», тульском «Конструкторском бюро приборостроения», компании «Катод», корпорации «НПО машиностроения» и «Рособоронэкспорта». Санкции (то есть запрет госструктурам США иметь с ними дело и выдавать им какие-либо лицензии) вводятся на два года. Помимо российских организаций в документе Госдепа упоминаются юридические лица из Ирана, Китая, КНДР, Сирии, Судана, Турции и ОАЭ. Для попавших в нынешний «черный список» находиться под американскими санкциями не впервой. Скажем, «Рособоронэкспорт» из-за сотрудничества с Ираном за последнее десятилетие оказывался под американскими санкциями дважды. И всякий раз его представители объясняли, что попадание в «черный список» особо не скажется на делах организации, так как с американскими госструктурами она и так не сотрудничает.
Пресс-секретарь посольства США в Москве Уильям Стивенс заявил о том, что под санкции подпали те компании, которые, как уверена американская сторона, причастны к поставкам «услуг товаров и технологий», которые могут быть использованы для производства оружия массового поражения в КНДР, Сирии и Иране – от обнародования каких-либо подробностей представители Госдепа уклонились. Однако впечатляет интересное совпадение: новые американские санкции были введены в тот момент, когда «санкционный вопрос» начал обсуждаться и в Евросоюзе. Вчера комитет постоянных представителей ЕС одобрил продление еще на полгода действия введенных из-за событий на Украине «черных списков» для российских граждан. Впрочем, окончательное решение о том, будут ли до весны 2016 года примерно 200 российских граждан невъездными в Европу, должен принять Совет ЕС в середине сентября. Кстати, Минторг США вчера же распространил на ряд российских компаний свои собственные санкции в связи с событиями на Украине.
По мнению доцента кафедры политической теории МГИМО Кирилла Коктыша, подобное совпадение свидетельствует о «несамостоятельной позиции» Евросоюза, который идет в фарватере политики США, и силе инерции решений официального Брюсселя. «Можно сказать, что ЕС как бы идет по «накатанной дороге»: один раз приняв решение о персональных санкциях, теперь продлевает его», – сказал он «НИ». Необходимо заметить, впрочем, что для подавляющего большинства граждан России куда более важным будет продление или непродление экономических санкций против нашей страны. А к решению этого вопроса в ЕС подойдут еще не скоро – в январе следующего года.
Российский МИД прокомментировал санкции США, как следовало ожидать, жестким заявлением. «Подобный безрассудный курс вызывает растущее беспокойство даже среди союзников США, – говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства. – Он чреват серьезными издержками для международной стабильности и, без сомнения, бумерангом ударит по американским интересам». Однако, как подчеркнули в МИДе, российские меры будут «необязательно зеркальными». То есть, возможно, от контрсанкций Москва уклонится.