Мусорная революция

26 августа 2015, 00:00
Вчера в Ливане начался полномасштабный правительственный кризис. Одна из двух крупнейших христианских партий страны – «Свободное патриотическое движение» – и движение «Хезболла», опирающееся на мусульман-шиитов, отозвали своих министров с заседания кабмина. Это еще больше обострит обстановку в стране, куда, похоже, с б

В Бейруте и других ливанских городах дурно пахнет как в прямом, так и в переносном смысле. Улицы завалены горами неубранного мусора. Вся инфраструктура небольшой страны, восстановленная после многочисленных гражданских войн премьер-министром Рафиком Харири, по не очень понятным (по крайней мере, самим ливанцам) причинам оказалась на грани коллапса. Гнев столичных жителей обратился против властей и продажных политиков, которые, как уверены участники массовых акций протеста, просто разворовали деньги, выделенные на очистные работы. Вот уже третий день демонстранты требуют отставки 70-летнего премьер-министра Ливана Таммама Салама, прежде бывшего, кстати, достаточно популярным в стране.

Полиция применила для разгона протестующих водометы, слезоточивый газ и дубинки. Десятки человек получили травмы и ранения, один погиб. Понесли потери и правоохранители. По сообщениям National News Agency, только в воскресных столкновениях пострадали три десятка полицейских. Причем один из стражей порядка находится в тяжелом состоянии.

Сначала уходить в отставку Салам отказывался, но после трех дней столкновений демонстрантов и полиции он передумал и заявил, что может оставить свой пост. Уход «Свободного патриотического движения» и «Хезболлы» с заседания, где, кстати, должна была обсуждаться текущая ситуация, несомненно ухудшит положение премьер-министра, особенно если члены правительства от этих двух партий решат пойти еще дальше и сложить свои полномочия.

«Мусорные» протесты, которыми руководит – или, скорее, пытается руководить – на днях созданное движение с говорящим названием «Вы воняете» (слово «вы» означает не жителей Ливана, а ливанское правительство и политическую элиту), начались в разгар политического кризиса. Дала сбои весьма своеобразная политическая система, которая установилась в этой стране, часто именуемой единственной арабской демократией. По заведенному порядку за каждой из многочисленных конфессиональных или национальных общин зарезервированы определенные должности. Например, президентом может быть только христианин-маронит, премьер-министром – мусульманин-суннит и так далее.

Однако полностью переделить портфели согласно квотам ливанские политики не могут. Так, уже больше года пустует кресло президента. Нерешенность «вопроса о власти», как подозревают многие ливанцы, многих нынешних политиков устраивает. Ведь благодаря этому обстоятельству парламент уже дважды безо всяких выборов продлевал себе полномочия: в 2013-м году – до конца 2014-го года, а в прошлом году – и вовсе до 2017-го.

Сознавая опасность складывающейся ситуации, премьер-министр Таммам Салам в телевизионном обращении к народу в воскресенье сказал, что куда опаснее и хуже мусора на улицах мусор в политике. Он пообещал разобраться и наказать полицейских, превысивших полномочия, и одновременно дал объяснения, почему у государства возникла проблема с дворниками. По словам Салама, во всем виноват мировой экономический кризис. Из-за него-де правительство в сентябре не сможет выплатить зарплату госслужащим: нет на это денег. Все-таки госдолг составляет 143% от ВВП Ливана.

Между прочим, это не первая революция в современной истории Ливана. После убийства Харири в 2005 году сотни тысяч ливанцев, по некоторым данным – до трети всего населения, вышли на улицы с требованием отставки правительства и вывода сирийских войск. На Западе ту революцию называют «кедровой». У нынешней менее романтичное название – «мусорная». Кстати, «кедровая» революция во многом была направлена против «Хезболлы», которую подозревают в убийстве Харири. Теперь же эта организация, в последние годы оказывающая все большее влияние на жизнь страны, может, напротив, присоединиться к протестам.

#В мире #Новости #Сергей Максимов
Подпишитесь