Начинают разгораться споры о том, хороша или вредна бесшумность электромобилей. У таких транспортных средств нет двигателей внутреннего сгорания, в основе энергетики которых лежит подрыв топливной смеси и, как результат, громкий звук работы мотора. С одной стороны, низкий уровень шума является одним из их существенных преимуществ для больших мегаполисов, где и без того множество посторонних звуков, отравляющих жизнь горожан.
Однако основной шум исходит от больших дорог и скоростных магистралей, где звук двигателей от легковых машин почти не слышен. Шумоизоляция у современных машин на высоте. Источником лишних децибел являются шины и потоки воздуха. Поэтому электрокары не намного тише своих бензиновых собратьев. Между тем на небольших скоростях электрические хэтчбеки действительно не слышны для человека. Они способны подкрасться незаметно со спины. Ребенок, не ожидая опасности, может резко шагнуть или побежать в сторону, не слыша приближающегося автомобиля.
В общем, ряд подобных случаев заставил производителей электромобилей озаботиться возникшей проблемой. Объединившись в Европейскую комиссию, десять членов консорциума запустили проект eVADER.
Одной из первых появилась система Approaching Vehicle Sound for Pedestrians (VSP), имитирующая звук двигателя и призванная распугивать пешеходов. Она ставится в качестве стандартного оборудования на электромобили и отключается с ростом скорости. Дело в том, что когда машина достигает скорости в 40 км/ч, звук от шин превышает по шумности работу двигателя внутреннего сгорания.
«Нашей целью является найти оптимальный баланс между распознаваемостью электромобиля и минимальным уровнем шума, ставшим одним из существенных преимуществ таких машин», – рассказывает Дэвид Куинн, руководитель проекта e-VADER в японской компании Nissan.
Звук должен быть не только предупреждающим для пешеходов, но и минимально раздражающим для окружающих. Поначалу инженеры предложили сирену, которая бы включалась при появлении пешехода. Но она была забракована на ранних стадиях исследований, поскольку «эмоционально дестабилизировала» участников движения.
В окончательном варианте принята комбинация нескольких электронных помощников. В их число вошла камера, встроенная в ветровое стекло, которая запрограммирована на распознавание пешеходов, велосипедистов и других участников движения, а также управляющая электроника и акустические излучатели. VSP включает шесть динамиков, транслирующих прерывистые звуковые волны. Громкость сигнала почти на 5 дБ ниже, чем шум двигателя внутреннего сгорания.
Первым электрокаром, взявшим на вооружение VSP, стал Nissan LEAF, испытания которого проходили на тесных улицах Барселоны с этой зимы.
Сейчас накопленные данные применяются для создания нормативных документов Евросоюза, регулирующих применение на электромобилях систем предупреждения пешеходов.