Большой театр дал пять оперных премьер, из которых лишь одна – остроумная и звонкоголосая «Свадьба Фигаро», сделанная Евгением Писаревым, – может считаться несомненной удачей. Цирковой – в буквальном смысле – «Риголетто» в постановке канадца Роберта Карсена сам по себе оказался неплох, но оперу не так чтобы гениально спели. «Пиковая дама» в сумасшедшем доме, творение маститого Льва Додина, привлекла внимание Сергеем Галузиным-Германом, но огорчила невниманием режиссера к музыке. Неплохая детская опера «История Кая и Герды» порадовала самим фактом того, что она – детская: давно пора раскручивать широкую кампанию по привлечению юношества в музыкальные театры. О скучной «Кармен» в постановке Алексея Бородина лучше не вспоминать. Несмотря на качественный оркестр под управлением Тугана Сохиева, сам спектакль – из разряда «много шума – и ничего».
Музыкальный театр представил две постановки Александра Тителя – несколько умозрительную «Хованщину» с прекрасным оркестром Александра Лазарева и пронзительно сделанную старинную «Медею», в которой спели две замечательные Медеи – Хибла Герзмава и Наталья Мурадымова.
«Новая опера» промелькнула со спектаклем «Поворот винта» (копродукция с оперным театром Северной Ирландии), он прошел всего два раза, но был настолько хорош, что театр ищет возможность показать эту оперу Бриттена в следующем сезоне. Добротный спектакль «Ромео и Джульетта» Гуно в постановке Арно Бернара дал ряд отменных певческих работ. А местная «Свадьба Фигаро» оказалась так перегружена режиссерскими смыслами и символами, что было уже почти не до Моцарта.
«Геликон-опера» повеселила публику «Прекрасной Еленой» Оффенбаха. Главреж театра Дмитрий Бертман поставил полуконцертное исполнение «Демона» Рубинштейна с Дмитрием Хворостовским в главной партии. Камерный Музыкальный театр имени Покровского растревожил драматической «Леонорой» Бетховена в первой авторской редакции и удивил постановкой современной оперы «Титий Безупречный», где скрестились актуальная музыка (редкая гостья наших театров) и театральное скоморошество.
Первое место в списке гастролеров следует отдать Пермскому театру оперы и балета. Он привез на «Золотую маску» мистериальный спектакль «Носферату», сделанный на продвинутом театральном и музыкальном языке, и изумительную «Королеву индейцев» на музыку Перселла, увенчанную в столице горой театральных наград. С именем ушедшей от нас Елены Образцовой были связаны два крупных проекта – Оперный бал в Большом театре и концерт памяти певицы в консерватории, оба – с участием Анны Нетребко. В Большом прошел фестиваль «Барокко – путешествие», в рамках которого выступил знаменитый аутентичный оркестр Уильяма Кристи с программой балетов Рамо.
Московская филармония, как всегда, радовала обилием прекрасных концертов, перечислить которые невозможно. Теперь они проходят и на новой филармонической сцене в бывшей Олимпийской деревне. Упомянем лишь два – уникальный военный цикл Владимира Юровского и концертное исполнение оперы Генделя «Александр» с Юлией Лежневой и Максом Ченчичем.
Марафонский забег Конкурса имени Чайковского не затмил другое важнейшее событие, связанное с именем композитора: в Доме-музее в Клину прошла презентация первого тома полного собрания сочинений Петра Ильича. Это уникальный музыковедческий проект, итог многолетних исследований. Здесь же, на фестивале, в честь композитора выступил один из лучших оркестров мира – Венский филармонический во главе с Риккардо Мути.
Сам же конкурс, как всегда, вызвал ожесточенные споры, что нормально. Главное, он принес не только возмущение спорными (или неправильными – кому как) решениями жюри на разных этапах соревнований, но и много важных открытий, заслуженных музыкальных восторгов и безоговорочной радости. Трансляции с конкурса посмотрели больше десяти миллионов человек.
Главной сенсацией стал 24-летний французский пианист Люка Дебарг.
С неповторимой трактовкой музыки Равеля и Метнера он занял четвертое место, но пронзил насквозь сердца меломанской публики, влюбившейся в интеллигентного очкарика. Утонченный француз покорил и Ассоциацию музыкальных критиков Москвы, присудившую Дебаргу не только свой приз, но и сольный декабрьский концерт в Доме музыки. Теперь за творчеством лауреата придется пристально следить. Не каждый раз о начинающем пианисте всерьез говорят, что он – гений.