Posted 18 августа 2015, 21:00

Published 18 августа 2015, 21:00

Modified 8 марта, 03:32

Updated 8 марта, 03:32

Голоса и подголоски

18 августа 2015, 21:00
Несмотря на отдельные неудачи минувшего сезона, оперные театры столицы чем-нибудь, да отличились. Концертная жизнь тоже бурно кипела. Одним из интригующих событий конца творческого года, безусловно, стал конкурс Чайковского, трансляции которого посмотрели больше десяти миллионов человек.

Большой театр дал пять оперных премьер, из которых лишь одна – остроумная и звонкоголосая «Свадьба Фигаро», сделанная Евгением Писаревым, – может считаться несомненной удачей. Цирковой – в буквальном смысле – «Риголетто» в постановке канадца Роберта Карсена сам по себе оказался неплох, но оперу не так чтобы гениально спели. «Пиковая дама» в сумасшедшем доме, творение маститого Льва Додина, привлекла внимание Сергеем Галузиным-Германом, но огорчила невниманием режиссера к музыке. Неплохая детская опера «История Кая и Герды» порадовала самим фактом того, что она – детская: давно пора раскручивать широкую кампанию по привлечению юношества в музыкальные театры. О скучной «Кармен» в постановке Алексея Бородина лучше не вспоминать. Несмотря на качественный оркестр под управлением Тугана Сохиева, сам спектакль – из разряда «много шума – и ничего».

Музыкальный театр представил две постановки Александра Тителя – несколько умозрительную «Хованщину» с прекрасным оркестром Александра Лазарева и пронзительно сделанную старинную «Медею», в которой спели две замечательные Медеи – Хибла Герзмава и Наталья Мурадымова.

«Новая опера» промелькнула со спектаклем «Поворот винта» (копродукция с оперным театром Северной Ирландии), он прошел всего два раза, но был настолько хорош, что театр ищет возможность показать эту оперу Бриттена в следующем сезоне. Добротный спектакль «Ромео и Джульетта» Гуно в постановке Арно Бернара дал ряд отменных певческих работ. А местная «Свадьба Фигаро» оказалась так перегружена режиссерскими смыслами и символами, что было уже почти не до Моцарта.

«Геликон-опера» повеселила публику «Прекрасной Еленой» Оффенбаха. Главреж театра Дмитрий Бертман поставил полуконцертное исполнение «Демона» Рубинштейна с Дмитрием Хворостовским в главной партии. Камерный Музыкальный театр имени Покровского растревожил драматической «Леонорой» Бетховена в первой авторской редакции и удивил постановкой современной оперы «Титий Безупречный», где скрестились актуальная музыка (редкая гостья наших театров) и театральное скоморошество.

Первое место в списке гастролеров следует отдать Пермскому театру оперы и балета. Он привез на «Золотую маску» мистериальный спектакль «Носферату», сделанный на продвинутом театральном и музыкальном языке, и изумительную «Королеву индейцев» на музыку Перселла, увенчанную в столице горой театральных наград. С именем ушедшей от нас Елены Образцовой были связаны два крупных проекта – Оперный бал в Большом театре и концерт памяти певицы в консерватории, оба – с участием Анны Нетребко. В Большом прошел фестиваль «Барокко – путешествие», в рамках которого выступил знаменитый аутентичный оркестр Уильяма Кристи с программой балетов Рамо.

Московская филармония, как всегда, радовала обилием прекрасных концертов, перечислить которые невозможно. Теперь они проходят и на новой филармонической сцене в бывшей Олимпийской деревне. Упомянем лишь два – уникальный военный цикл Владимира Юровского и концертное исполнение оперы Генделя «Александр» с Юлией Лежневой и Максом Ченчичем.

Марафонский забег Конкурса имени Чайковского не затмил другое важнейшее событие, связанное с именем композитора: в Доме-музее в Клину прошла презентация первого тома полного собрания сочинений Петра Ильича. Это уникальный музыковедческий проект, итог многолетних исследований. Здесь же, на фестивале, в честь композитора выступил один из лучших оркестров мира – Венский филармонический во главе с Риккардо Мути.

Сам же конкурс, как всегда, вызвал ожесточенные споры, что нормально. Главное, он принес не только возмущение спорными (или неправильными – кому как) решениями жюри на разных этапах соревнований, но и много важных открытий, заслуженных музыкальных восторгов и безоговорочной радости. Трансляции с конкурса посмотрели больше десяти миллионов человек.

Главной сенсацией стал 24-летний французский пианист Люка Дебарг.

С неповторимой трактовкой музыки Равеля и Метнера он занял четвертое место, но пронзил насквозь сердца меломанской публики, влюбившейся в интеллигентного очкарика. Утонченный француз покорил и Ассоциацию музыкальных критиков Москвы, присудившую Дебаргу не только свой приз, но и сольный декабрьский концерт в Доме музыки. Теперь за творчеством лауреата придется пристально следить. Не каждый раз о начинающем пианисте всерьез говорят, что он – гений.

Подпишитесь