Герой Советского Союза Николай Иванович Лунин в годы войны в звании капитана 3-го ранга командовал подводной лодкой. Она базировалась в знаменитом городе Полярный, где, кстати, и до сих пор находится база дизельных субмарин – как их прозвали военные моряки, «рабочих лошадок холодной войны». Родившись в Одессе, Николай Лунин после окончания школы работал в порту – сначала на камбузе, потом ходил юнгой и матросом на гражданских судах, учился в «мореходке» в Ростове-на-Дону. В 1938 году он попал под репрессии: был арестован, но вскоре освобожден. На войну был призван уже в должности старпома нефтяного танкера; окончил курсы командиров подводной лодки и начал воевать в составе подплава Северного флота.
Согласно докладам капитана 3-го ранга Лунина, его «Щука» – подлодка Щ-421 – потопила семь кораблей и транспортных судов противника. Документально подтверждено потопление только немецкого парохода «Консул Шульте» зимой 1942 года. За боевые походы Лунин был награжден орденом Красного знамени и геройской звездой. Вскоре после подтопления «Консула Шульте» Лунин получил новое назначение – командиром подводного крейсера К-21.
В ходе четвертого похода летом 1942 года крейсер Лунина прикрывал печально известный конвой PQ-17, брошенный английскими кораблями на растерзание немецким субмаринам. В ходе патрулирования Лунин обнаружил немецкую эскадру. Линкор «Тирпиц», два тяжелых крейсера и несколько эсминцев шли на перехват конвоя – это была знаменитая операция «Ход конем». Лунин решил войти внутрь корабельного ордера и атаковать вражеские корабли. Риск быть обнаруженным был высок – хорошая видимость и малое волнение на море ограничивали возможность скрытного маневрирования.
Атака из шести носовых торпедных аппаратов была сорвана неожиданным маневром немецкой эскадры. Лунин повторил залп уже четырьмя кормовыми торпедами и тут же отдал приказ на экстренное погружение и отход. Результатов атаки визуально он наблюдать не мог, но акустик зафиксировал два взрыва и еще серию глухих разрывов.
После всплытия командир К-21 обнаружил, что немецкой эскадры и след простыл. Он отправил радиограмму командованию флота об успешной атаке на «Тирпиц»; отчитался о попадании в борт флагмана двух торпед. Руководство Северного флота поспешило сообщить в ставку главнокомандующего о подвиге советских подводников. Тут же было объявлено на весь мир о блестящей операции.
И тем не менее… Зарубежные архивы не подтверждают повреждений на «Тирпице» и других кораблях, записей о торпедировании в вахтенных журналах. Возможно, что стрельба велась с ошибочным расчетом, а зафиксированные взрывы объясняются детонацией торпед при ударе о грунт либо взрывами глубинных бомб. Неясно также, почему немецкие корабли не стали вести преследование нашей подлодки.
Впоследствии и сам Лунин допускал, что торпедированными могли оказаться эсминцы, которые прикрывали линкор. По другой версии, торпеды попали в мощнейший броневой пояс корабля-гиганта и не могли его потопить. Но если торпедная атака Лунина все же повредила, хотя и не потопила корабль (к примеру, второй немецкий корабль-гигант, линкор «Бисмарк» оставался в бою с англичанами после попадания почти десятка торпед), то спешный уход линкора на базу становится логичным. Вопрос, было ли попадание, остается открытым и по сей день.
Всего же на боевом счету Николая Александровича потопление 17 кораблей и судов. Не все они подтверждены документально; впрочем, это легко объяснить законом военного времени, когда велась постоянная и масштабная игра по контрпропаганде и дезинформации противника.
В 1943 году Лунин был назначен командиром дивизиона подводных лодок в Полярном, уже после войны окончил военно-морскую академию в звании контр-адмирала и еще долго служил на военном флоте – вплоть до ухода в запас в 1962 году. Именем Героя Советского Союза Николая Александровича Лунина названы улицы в Полярном, Севастополе, Одессе и Мариуполе. Подводная лодка К-21 стала мемориальным кораблем в Музее Северного флота в Северодвинске.
Что же касается гордости фюрера «Тирпица», который наводил ужас на английских моряков и который Гитлер так боялся потерять вслед за «Бисмарком», то его судьба не представляет загадки. Вскоре после атаки Лунина линкор был выведен из строя английскими подводными диверсантами, которые пробрались к месту его базирования на мини-субмаринах и заложили под его днище мощные противокорабельные мины. А в 1944 году линкор добили английские же летчики. Во время авианалета тяжелых бомбардировщиков «Тирпиц» получил два прямых попадания мощнейшими фугасными бомбами и перевернулся. Из его легированной стали после войны выпускались престижнейшие и популярные среди любителей раритетов мужские бритвы.