Posted 9 августа 2015, 21:00
Published 9 августа 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:37
Updated 8 марта, 03:37
В контекст темы долгосрочных социально-экономических стратегий укладываются приоритетные Национальные проекты (ПНП) – программы по улучшению качества жизни, которые реализовывались, начиная с 2006 года. «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» – такие названия они получили. Предполагалось, что этим четырем сферам государство должно уделить особое внимание. «Это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика», – сказал о них Дмитрий Медведев, под президентскую кампанию которого нацпроекты и раскручивались особенно активно.
На их реализацию были выделены немалые средства из бюджета. Скажем, на проект «Здоровье» – 60 млрд. рублей. На эту сумму удалось закупить 6 тыс. автомобилей «скорой помощи» и переоснастить 5 тыс. поликлиник. В рамках проекта «Доступное жилье» стали выдаваться под 12% годовых ипотечные кредиты, а в рамках проекта «Образование» около 3 тыс. школ получили гранты по 1 млн. рублей.
Однако в конечном итоге оказалось, что денег у государства на ПНП не хватает: в 2008 году грянул кризис, подкосивший возможности бюджета. Но дело не только в этом. Они так и не превратились в научно обоснованные программы. Изначально в них в немалой степени присутствовали политическая конъюнктура и косвенная пропаганда.
Кроме того, восприятие ПНП в обществе оказалось противоречивым. Так, 42% жителей крупных городов и 34% граждан с высшим образованием заявляли в соцопросах, что не верят в их эффективность. Люди, например, говорили: «Зачем нужна ускоренная компьютеризация школ, если сами школы находятся в бедственном положении?» Действительно, из 64 тыс. российских школ 27 тыс. непригодны для занятий.
ПНП не стали национальными в западном смысле этого слова. Подлинный смысл названия «национальный» предполагает в этих проектах руководящую роль общественных организаций и решающий вклад профессиональных ассоциаций, разумеется, при поддержке государства. В данном случае все наоборот – государство само выдвигало проекты, само руководило ими, и само же распределяло деньги, по своему усмотрению, в отсутствие эффективного гражданского контроля.
Может быть, поэтому ни одна из заявленных целей ПНП так и не достигнута, а сами они списаны в исторические архивы.