Posted 26 июля 2015,, 21:00

Published 26 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:46

Updated 8 марта, 03:46

Адвокат Владимир Жеребенков

Адвокат Владимир Жеребенков

26 июля 2015, 21:00
В конце прошлой недели завершился процесс над последним находившимся под стражей участником «Боевой организации русских националистов» (БОРН). Суд приговорил лидера и идеолога экстремистской группировки Илью Горячева к пожизненному лишению свободы. В интервью «НИ» адвокат Владимир ЖЕРЕБЕНКОВ, представлявший интересы се
Сюжет
Суды

– Вы согласны, что БОРН не был в чистом виде националистической группировкой?

– У данной организации была четкая программа, которую обнаружили в компьютере у одного из руководителей БОРН Никиты Тихонова, когда его арестовали. Впоследствии его приговорили к пожизненному заключению за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Потом Тихонов признался и в других преступлениях, потянул за собой других участников БОРН, почему Горячева и привлекли. Как следует из записей (в отношении некоторых участников БОРН спецслужбы проводили прослушку. – «НИ»), организация действительно занималась уничтожением людей нерусской национальности. В плане идеологии БОРН многое позаимствовали из идей, пропагандировавшихся в фашистской Германии. Причем у них была очень серьезная боевая подготовка, некоторые были подготовлены чуть ли не лучше наших спецназовцев.

– Как так вышло, благодаря кому или чему?

– Люди готовились именно убивать. Они могли стрелять из различных видов оружия, изготавливать взрывчатку, могли убить человека карандашом, шариковой ручкой, отлично знали анатомию человека. У них чуть ли не каждую неделю было по два выезда в Подмосковье, где они тренировались стрелять по движущимся мишениям, в машину на ходу. Когда я показал данные ребятам из ГРУ, они были поражены – сказали, что у них специалистов так не готовили, как готовились борновцы. Это им требовалось для выполнения своих целей – уничтожения неугодных им лиц. А неугодными для них были как выходцы из Азербайджана, Туркменистана, так и русские антифашисты. Тихонов, общаясь с Евгенией Хасис, хвастался, мол, только мы с тобой да еще несколько человек – настоящие боевики, а остальные студенты. Дескать, больше и набирать не из кого было. Поэтому они направляли деньги, продукты питания людям, находящимся в местах лишения свободы, которые должны были освободиться где-то через год, чтобы вербовать их в свои ряды и готовить к уничтожению неугодных.

– Такая хорошо организованная и профессионально обученная организация не могла возникнуть из воздуха…

– Была организация «Русский образ», идеологами которой были Горячев, Тихонов, Барановский, который остался на свободе. У Тихонова прекрасное образование, он журналист, работал в центральной прессе. И вот они создали свою газету, в которой стали продвигать идеи русского национализма. Борновцы убивали не только лиц неславянской национальности, но и неугодных, мешающих им русских. Маркелова убили в связи с тем, что он защищал граждан другой национальности, антифашистов. Убийство Ивана Хуторского было связано с его деятельностью как антифашиста.

– В деятельности БОРН было и очень много политического.

– У кого-то возобладала точка зрения, что нас притесняют и надо как-то защищаться, объединяться и уничтожать неугодных. На этой почве и появляется эта организация, во главе которой достаточно умные ребята. Появляются источники, которые поддерживают их деньгами. Поэтому предстоит еще очень большой фронт работы. Более того, после ареста Тихонова были убиты Муслим Абдуллаев, Иван Хуторский, судья Эдуард Чувашов. То есть группа даже после ареста одного из лидеров продолжала действовать.

Расследование убийства Маркелова и Бабуровой завершилось весной 2011 года. После этого был осужден Тихонов, вынесены приговоры другим участникам БОРН, сейчас Горячев осужден.

– То есть, говорить о том, что теперь история с БОРН окончена, не приходится?

– Полагаю, что нет, поскольку из записей следует, что в ней большое количество людей, причем из разных городов. В Санкт-Петербурге, Ростове есть соратники того же Тихонова. Думаю, арестованные и осужденные участники группировки – лишь верхушка айсберга. В этой организации вращались очень серьезные средства. Практически каждую неделю откуда-то приходили деньги на счет группировки. Тихонов оперировал суммами в 15, 20, 50 тыс. евро. Именно поэтому они имели возможность поддерживать лиц, находящихся в зонах и разделяющих их взгляды, до их освобождения, чтобы потом они могли вступить в ряды БОРН. Кроме того, было много участников, не стоявших на острие организации, которые непосредственно в убийствах не участвовали, но которые поддерживали руководителей, находили и доставляли им оружие и так далее.

– А могло быть так, что БОРН использовался кем-либо, а затем стал отработанным материалом и был устранен?

– Не думаю. Фактически Тихонов был номер один, как боевик, поскольку занимался подготовкой других «кадров». После его ареста стало сложнее, но все равно убийства продолжались.

– Евгения Хасис в ходе суда упоминала о том, что у БОРНа была связь с кем-то из людей, обличенных властью…

– В материалах дела об этом действительно была запись. Но в суде этот вопрос так и не смогли раскрыть. Насколько их куратор близок к верхушке власти – официальных данных нет.

И Тихонов, и Горячев – журналисты. Барановский – тоже достаточно известная личность в определенных кругах. У них там находилось достаточно много известных лиц, были хорошие менеджеры, бизнесмены. И я не удивлюсь, что и в коридорах власти были и есть люди, которые им симпатизировали, поддерживали их. И могли их использовать, чтобы где-то создать определенное напряжение (чтобы потом самим же это напряжение ликвидировать и иметь возможность продвинуться по службе), выполнить какую-то свою задачу, убирать их руками неугодных лиц – коммерсантов или того же судью Чувашова.

"