Posted 21 июля 2015, 21:00

Published 21 июля 2015, 21:00

Modified 8 марта, 03:27

Updated 8 марта, 03:27

Лабораторные опыты

21 июля 2015, 21:00
В рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова с 20 по 25 июня в Москве работала Лаборатория молодой режиссуры, на которую прислали своих представителей одиннадцать государств. Лаборатория – одно из мероприятий Международной Конфедерации театральных союзов (МКТС), которая стала правопреемником СТД СССР.

В девятый раз перспективные молодые режиссеры СНГ, Балтии и Грузии, для которых русский остался языком межнационального общения, приехали в столицу России, чтобы провести несколько часов с мастерами российского театра. Список мэтров, с начала века почтивших Лабораторию своим участием, довольно внушителен – Марк Захаров, Дмитрий Черняков, Алексей Бартошевич, Сергей Женовач, Сергей Бархин делились своим опытом с молодыми иностранцами, впрочем, иностранцы встречались и среди мэтров – с лаборантами общались Жак Лассаль, Хайнер Геббельс и Деклан Доннеллан.

В программе нынешней Лаборатории – четырехчасовые семинары Камы Гинкаса, Адольфа Шапиро, Андрея Кончаловского, Владимира Панкова и Виктора Рыжакова, а также показ и обсуждение фильма «Медея. Материал» по спектаклю Анатолия Васильева с Валери Древиль в главной роли. Форма встреч предлагается мастерами – как правило, это размышления вслух о профессии, к которым докладчикам почти не приходится готовиться – тем более что монолог довольно быстро становится диалогом и даже дискуссией, ибо аудитория самая заинтересованная. Если Виктор Рыжаков предлагает почти философский дискурс об искусстве театра, то Адольф Шапиро делится более практическими советами, а Владимир Панков (кстати, вице-президент Международной Конфедерации театральных союзов) приводит на семинар композитора и сразу бросает лаборантов в пластический тренинг.

Как ни странно, продолжительный профессиональный разговор с коллегами для режиссера любого возраста – большая редкость. Тем более если театр – не самое традиционное искусство в твоей стране. Или политический режим распространяет свое влияние на формы художественного выражения. Разнообразие ситуаций, в которых работают лаборанты у себя дома, иллюстрирует признание режиссера из Армении, сказавшей, что о существовании Театра.doc она узнала только в Москве, или рассказ ее коллеги из Казахстана о том, как она была наказана за попытку показать со сцены обнаженное тело. Совсем иначе развивается театральная жизнь в «великой театральной державе» (как назвал ее Виктор Рыжаков) Литве, или в Беларуси, где создан Центр белорусской драматургии при Республиканском театре белорусской драматургии, который не только ставит спектакли, но и архивирует пьесы, проводит лаборатории, организует онлайн-показы, воркшопы и мастер-классы с приглашенными драматургами и режиссерами из России и Европы. Руководитель этого центра – Александр Марченко – уже четырежды «лаборант». Но при всем разнообразии проблем и достижений есть вопросы, которые одинаково интересуют режиссеров всех возрастов – например, встреча на одной площадке представителей разных поколений. Это стало одной из самых горячо обсуждаемых тем, причем мэтры откровенно рассказывали о том, что сталкивались и продолжают сталкиваться с теми же проблемами.

И руководители семинаров, и лаборанты единодушны в своей оценке безусловной пользы таких, пусть и непродолжительных, встреч. Однако президент МКТС Валерий Шадрин надеется расширить образовательную программу и открыть в будущем году летнюю школу, где будущие «школьники» несколько недель проведут в закрытой среде театрального братства – поэтому школу собираются открыть подальше от суетливой столицы. Предполагается, что к концу обучения будет готов и выпускной спектакль.

А ближайшим мероприятием МКТС станет Второй молодежный театральный форум, который пройдет в ноябре в Минске (первый состоялся три года назад в Кишиневе). В конкурсе примут участие представители 14 стран – участниц МКТС. За Россию будет «играть» Лысьвенский театр драмы имени Савина – со спектаклем «Облако-рай» в постановке Вячеслава Тыщука.

Подпишитесь