Posted 7 июля 2015,, 21:00
Published 7 июля 2015,, 21:00
Modified 27 декабря 2022,, 12:10
Updated 27 декабря 2022,, 12:10
Татьяна Голикова пояснила, что озвученные 3,8 трлн. рублей включают в себя как доходы, так и расходы федеральных ведомств и компаний с госучастием. Доходы сейчас составляют 1,1 трлн. задолженности, а все остальное приходится на расходы.
Если говорить о доходах, то речь идет в основном о задолженности по сбору штрафов за неисполнение российского законодательства. И проблема здесь как в несовершенстве самого законодательства, так и в недобросовестности нарушителей, которые предпочитают уходить от ответственности. А вот в сфере расходов 95% приходится исключительно на авансы. Как выразилась глава Счетной палаты, «мы отдали деньги в виде авансов, но взамен не получили работы и не получили, например, введенные в эксплуатацию объекты или приобретенное оборудование». Иными словами, деньги уже заплачены и потрачены, а результата нет.
Если говорить о ведомствах – главных должниках государства, то в материалах Счетной палаты говорится, что лидерами по росту дебиторской задолженности по расходам за 2014 год являются Росморречфлот – в 4,8 раза, до 25,6 млрд. рублей, Минтранс – почти в 3 раза, до 15,4 млрд. рублей, и Росжелдор – в 2,7 раза, до 39,1 млрд. рублей. Эти федеральные структуры либо поздно заключали договоры на госзакупки, либо не следили за своевременным получением положительных заключений экспертизы. Существенной является и проблема незавершенного строительства, объемы которого также увеличиваются.
Кроме того, глава Счетной палаты упомянула и о нарушениях в сфере госзакупок. Выборочная проверка ведомства только за 2014 год выявила подобных случаев на 39 млрд. рублей. «Нарушения имеют такой характер – не исполняется закон: неправильно устанавливается начальная максимальная цена контракта, пересматриваются контракты, сдвигаются сроки, заполняются дополнительные соглашения и так далее», – перечислила г-жа Голикова.
По мнению старшего научного сотрудника Института экономической политики им. Гайдара Сергея Жаворонкова, наиболее важной проблемой в сфере госзакупок является то, что российские госкомпании практически выведены из-под тендерного законодательства. «Оно должно на них распространяться с 2015 года, но в законах по-прежнему существует масса лазеек, например, такая, как использование дочерних структур, для которых «закон не писан», – сказал «НИ» г-н Жаворонков. По его мнению, самые непрозрачные условия госзакупок в настоящее время имеют госкомпании с разветвленной организационной структурой, в отличие от федеральных ведомств, полностью контролируемых законодательством о госконтрактах.
По результатам встречи с Татьяной Голиковой, как сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, Владимир Путин поручил Счетной палате совместно с другими ведомствами выработать механизмы сокращения дебиторской задолженности.
Но насколько эффективно удастся справиться с этой проблемой, явно набирающей обороты на фоне кризисных экономических явлений, опрошенные «НИ» эксперты пока судить не берутся.