Posted 7 июля 2015, 21:00
Published 7 июля 2015, 21:00
Modified 8 марта, 02:20
Updated 8 марта, 02:20
– Александр Дмитриевич, как можно оценить выступление российской команды в Баку в свете олимпийских перспектив?
– Несмотря на блестящий результат, впадать в эйфорию мы точно не должны. На Олимпиаде все-таки будут и другие виды спорта, а кроме европейских спортсменов есть американцы, китайцы, японцы… Олимпиада – это вообще другое соревнование, она пройдет в других климатических условиях. Но думаю, что в Рио-де-Жанейро команда у нас будет сильная. По количеству потенциальных медалистов сборная России не уступает американцам и китайцам. А если вернуться к выступлению ребят на Европейских играх… Особо хотел бы отметить команду по плаванию. Результаты, которых добились наши спортсмены (42 медали, 23 золотые. – «НИ»), говорят об огромном потенциале ближайшего резерва сборной. Думаю, что некоторые из тех, кто одержал убедительные победы в Баку, выступят и на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. По всем показателям видно, что они уже готовы закрепиться в составе главной команды. Здесь, конечно, очень важно, чтобы чемпионы и призеры Европейских игр прогрессировали дальше в таком же темпе, не теряя своих позиций уже во взрослых соревнованиях. Конечно, объективную картину ситуации в водных видах спорта даст чемпионат мира в Казани, но резерв у нас действительно замечательный. Общался недавно с президентом Всероссийской федерации плавания Владимиром Сальниковым. Его мнение, что сейчас на юниорском уровне наша команда способна конкурировать даже с американцами.
– В программе Европейских игр было достаточно много видов спорта, которые не имеют олимпийскую прописку.
– На мой взгляд, это правильное решение. Болельщики могли ближе познакомиться с этими видами спорта, оценить их, увидеть новые соревнования в условиях, во многом схожих с Олимпийскими играми. Не секрет, что Россия, например, старается продвигать в олимпийскую программу такой вид спорта, как самбо. Поэтому для нас очень важно, что соревнования по самбо состоялись в Баку. Турнир прошел, на мой взгляд, очень интересно и произвел самое благоприятное впечатление.
– У спортсменов очень насыщенный календарь, не все международные федерации отправили в Баку сильнейших атлетов. Плавание, например, было представлено юниорами, в турнире по легкой атлетике не участвовали ведущие страны…
– Вполне возможно, что успешный опыт Баку как раз заставит по-другому взглянуть на Европейские игры, и в будущем они станут одними из самых статусных, интересных и привлекательных соревнований на континенте. Если удастся договориться со спортивными федерациями о том, чтобы проводить в рамках Игр чемпионаты Европы, как это сейчас было в дзюдо, и увеличить число олимпийских лицензий, которые здесь разыгрываются, то, думаю, за право провести эти соревнования будут бороться многие страны.
– Россия входит в их число?
– Потенциально Россия может претендовать на проведение такого мероприятия. В какой-то момент Казань, например, заинтересовалась. Однако если говорить о следующих Играх, то они приходятся на 2019 год. У нас закончится чемпионат мира по футболу, будет проходить Универсиада в Красноярске, еще один форум такого масштаба – это уже слишком большой объем. Все-таки сейчас надо сосредоточиться на тех соревнованиях, которые Россия уже получила. Не стоит распыляться. Поэтому на организацию следующих Европейских игр мы не претендовали. Но в перспективе Россия может их провести. Казань, Сочи, Москва, Санкт-Петербург – в этих городах есть необходимая инфраструктура, спортивные объекты, созданы все условия для гостей и участников.
– А зимние Европейские игры могут иметь право на жизнь?
– Я не слышал, чтобы этот вопрос обсуждался. И причины в общем-то понятны. Все-таки на зимних Олимпийских играх европейцы и так много конкурируют между собой, на равных с ними могут бороться здесь в основном только представители США и Канады. На летних же Олимпиадах картина иная.
– Недавно оргкомитет летней Олимпиады-2020 в Токио назвал восемь видов спорта, которые могут войти в ее программу. Это бейсбол/софтбол, боулинг, каратэ, роликобежный спорт, скалолазание, сквош, серфинг и ушу. Чему отдали бы предпочтение лично вы?
– С точки зрения интересов нашей команды я, конечно, за скалолазание, где у нас много чемпионов мира. Вот пляжный футбол – замечательная, популярная, зрелищная игра, почему бы не включить и этот вид в программу Олимпиады? В Баку на Европейских играх мне еще, кстати, очень понравилась акробатика... Что касается Токио, о шансах скалолазания мне трудно судить, фаворитом выглядит совместная заявка бейсбола и софтбола.
– Непростая финансовая ситуация в стране отражается на подготовке команды к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро?
– Считаю, что нам удалось решить финансовые проблемы. Мы утвердили финансовый план на три года, который позволяет выделять средства на развитие спорта высших достижений, то есть на подготовку и участие наших спортсменов в Олимпийских и Юношеских играх. ОКР сейчас не получает бюджетных средств. Но тех средств, которые у нас есть, достаточно для того, чтобы обеспечить участие наших спортсменов в Олимпиадах. Плюс у нас появились масштабные программы по развитию массового спорта, спорта для всех. Благодаря нашим спонсорам мы имеем возможность финансировать значительно большее количество мероприятий. А если говорить конкретно о подготовке к Рио, то мы сейчас все усилия сосредоточили на том, чтобы спортсмены могли адаптироваться к местным климатическим условиям, подбираем правильные места для базирования нашей команды. Сейчас именно этот вопрос, мне кажется, выходит на первый план.
– А ведь не за горами уже и Пхенчхан, где пройдут следующие зимние Олимпийские игры…
– Программа содействия подготовке наших спортсменов к Играм-2018 в Корее тоже утверждена и уже реализуется, несмотря на то что Олимпиада в Сочи, казалось бы, закончилась совсем недавно. В соответствии с этой программой для федераций по зимним видам спорта примерно на 70 иностранных тренеров будет выделено порядка 1 миллиарда рублей. Большинство из этих специалистов уже сейчас работают в наших сборных, они доказали на практике, что их труд приносит серьезный результат. Плюс мы оказываем федерациям помощь в приобретении самого современного оборудования и инвентаря, научных и медицинских разработок.
– Вы сказали о программе развития массового спорта. О чем конкретно здесь идет речь?
– Впервые в бюджете олимпийского комитета на ближайшие три года выделяются серьезные средства на финансирование массового спорта в России. Это более 1,5 миллиарда рублей на организацию различных соревнований. Многие из них проводятся уже сейчас. Наша комиссия по развитию спорта для всех собрала 30 заявок на проведение соревнований в различных регионах России. Мы считаем, что развитие спорта для всех, массового спорта, пропаганда олимпийских ценностей – одно из главных направлений деятельности ОКР. И будем этим очень серьезно заниматься.