Posted 6 июля 2015, 21:00
Published 6 июля 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:37
Updated 8 марта, 03:37
В июле 2013 года на концерте в Одессе бас-гитарист американской группы Bloodhound Gang Джаред Хасселхофф засунул в штаны спереди российский флаг, вынул его сзади и бросил в зал. Хотя градус патриотизма в России тогда еще не достигал нынешних зашкаливающих показателей, через несколько дней началась форменная истерика. Под крики про осквернение святыни Bloodhound Gang запретили приезжать в Россию на фестиваль «Кубана», причем под горячую руку чуть не попал и сам фестиваль, виновный только в том, что был следующим в гастрольном маршруте «бладхаундов». Заокеанских музыкантов так костерили с разных трибун, что многие зрители заинтересовались и скачали себе послушать их альбомы, о существовании которых некоторые и не догадывались. Bloodhound Gang даже вылезли в лидеры российских чартов – но, конечно, ненадолго, ибо музыка группы куда менее интересна, чем их придурочное концертное шоу с использованием флагов не по назначению, имитацией мочеиспускания, рвоты и прочих отталкивающих актов.
В июле 2015 года на концерте в Тбилиси российской певице Земфире передали из зала украинский флаг. Артистка немного помахала им во время пения, а потом повязала его на микрофонную стойку?– точно так же, как делает ее друг и коллега, лидер украинской группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук. Реакцию на это событие уже можно назвать предсказуемой. «Пророссийские» артисты и продюсеры, сплотившиеся перед лицом «внешней угрозы», поспешили выступить с заявлениями о «людоедском пиаре», «неприемлемом поведении», «проплаченной антироссийской акции» и т.п. Концертные промоутеры из Крыма публично отказались сотрудничать с Земфирой, которая, насколько мне известно, выступать на полуострове и не планировала.
Вся эта истерия выглядит несколько искусственно: украинская символика в России не запрещена, и «пришить» Земфире какое-то правонарушение при всем желании не удастся. Поэтому добровольным обвинителям приходится невразумительно напирать на какие-то моральные устои и, видимо, духовные скрепы.
Увы, патриотам никак не удается практиковать то, что они проповедуют, и хотя бы выучить порядок цветов в российском триколоре. Трехцветные ленты с перепутанными цветами то и дело возникают в предпраздничной наглядной агитации. И эти люди будут нас учить патриотизму? Почему они тогда не набросились на Ольгу Бузову, которая от любви к России поздравила всех с 12 июня, разместив в социальной сети несколько голландских флажков? Какая разница, лишь бы не украинских?
С нынешним российским флагом дело вообще обстоит непросто. В начале 90-х он был символом демократических перемен, за призывы к которым сегодня можно и «двушечку» схлопотать. Во время Второй мировой войны под бело-сине-красным флагом воевала так называемая «Русская освободительная армия» генерала-перебежчика Андрея Власова – и в соответствии с некоторыми другими российскими законами этот флаг может быть запрещен как символика организации, сотрудничавшей с нацистами. Таким образом, триколор с его сложной историей никак не получается считать святыней, безусловной для всех. Как, в принципе, и любой другой стяг: подтирание триколором, использование американского флага в качестве половичка и оплевывание чужих символов – это не кощунство, а скорее демонстрация дурного воспитания «надругателей». Для действий с противоположным знаком это тоже верно: ну, кинули тебе на сцену украинский флаг – не обратно же его бросать; можно аккуратно повесить его на микрофон и продолжить концерт. Поводом для истерики и травли в здоровом обществе не должно становиться ни то, ни другое.
На Земфиру сейчас набросились так же, как в прошлом году кидались на Андрея Макаревича и Диану Арбенину. И фактически за то же самое – за каким-то образом выраженное нежелание ходить строем.
Отработанные технологии травли, для запуска которой даже не нужна команда сверху, подразумевает спонтанные отмены концертов в регионах, стоп-листы на фестивалях и т.д. К счастью, Земфире, насколько я могу судить, почти все эти меры – по барабану. Она уже давно гастролирует только по собственному желанию, и спрос на нее всегда выше, чем предложение.
После первых альбомов Земфиру так полюбила публика, что эту ситуацию не меняют ни неудачные пластинки, ни периоды многомесячного затишья. Вот и попробуйте запретить концерт артиста, который и сам не рвется гастролировать. Не давайте трибуну певице, которая и без того всегда терпеть не могла рассуждать о политике. Если промоутер, в последние годы сотрудничавший с Земфирой, по псевдопатриотическим соображениям откажется делать ей концерты, у дверей певицы минут через 15 соберется толпа его коллег, которые предложат ей любые условия. Потому что с такими верными фанатами, как у Земфиры, любые организаторские затраты отобьются с легкостью. При этом нанять каких-то земфироненавистников для срыва концертов путем народного возмущения будет довольно непросто и дорого.
Скажу больше: если последует команда «мочить» Земфиру, то многие ее поклонники зададутся вопросом – а за что это ее запрещают? И кто эти люди, которые пытаются встать на пути у высоких чувств фанатов к кумиру? Ответы будут неприятными для запретителей, поэтому до них лучше не доводить. Иногда флаг – это просто флаг.
Автор – музыкальный обозреватель «НИ»