Posted 5 июля 2015, 21:00
Published 5 июля 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:39
Updated 8 марта, 03:39
Как стало известно на прошлой неделе, в этом году гранты получили 638 НКО. Средний размер гранта – 2,76 млн. рублей. Среди победителей в основном региональные организации, тогда как известные общероссийские НКО бюджетных денег не получили. Всего в этом году на поддержку НКО по итогам трех конкурсов, которые пройдут до начала декабря, будет выделено более четырех миллиардов рублей. «Неудачники» первого этапа намерены снова встать в очередь на грант, но указывают на тревожную тенденцию в политике распределения субсидий, а также на предвзятое отношение к «угодным» и «неугодным» власти претендентам.
Как рассказал «НИ» председатель Совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, официальная причина отказа в гранте «Мемориалу» – наличие у него других ресурсов. «У вас, мол, кроме этого гипотетического гранта есть и другие источники финансирования, и не малые, которые работают по другим программам. Но мы-то подавали заявку на конкретную, правовую иммиграционную программу! Я спрашиваю: «А как же движение в защиту прав избирателей «Голос», у которых вообще нет сейчас никакого финансирования, кроме членских взносов граждан? Ответа нет. Но если по-серьезному, то вполне очевидно, что отказ нам связан с политическими мотивами».
«Беда в том, что у нас в стране по-прежнему придерживаются принципа «кто платит, тот и заказывает музыку». Мы, например, подавали заявку на грант для благотворительного проекта помощи беженцам, по их адаптации, юридической поддержке. Но, видимо, эта работа с иммигрантами не является для государства важной и приоритетной, – комментирует «НИ» член правления международного правозащитного «Мемориала» Александр Черкасов. – Хотя, по идее, эти президентские гранды как раз и должны исцелить и обезопасить российские неправительственные организации от «нехороших» западных денег».
В этом году отказывали прежде всего тем, кто объявлен «иностранным агентом», а также просто тем, кто позволяет себе в открытую критиковать власть, считает Олег Орлов. «Получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, не берите иностранных денег. С другой – отрезают полностью возможность получить деньги внутри государства. А какое может быть финансирование? Бизнес денег не дает – бежит от правозащитников как черт от ладана. Все понимают, что будут репрессии к бизнесменам, если они это позволят. Какие источники остаются, кроме иностранных? С одной стороны, запрещают, с другой – подталкивают к этому, а с третьей– за это же наказывают!»
Следующие получатели бюджетных грантов определятся до конца октября.