Posted 25 июня 2015, 21:00
Published 25 июня 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:43
Updated 8 марта, 03:43
Наверное, исторически неслучайно сложилось так, что в один и тот же год мы празднуем два значимых юбилея: Победу в Великой Отечественной войне и подписание Пакта Рериха, направленного на предотвращение войн и сохранение мирового культурного наследия. Хронологически Пакт на 10 лет предшествует Победе, и кто знает, как бы сложилась судьба мира, будь воля тогдашних руководителей европейских государств в отношении сохранения мира и подписания этого исторического документа сильнее и тверже. Но они выбрали гибельный путь войны и потворства германской экспансии. Говорят, история повторяется, только на новом этапе. Похоже, что это так и есть. Культура и мир снова в опасности и требуют нашей активной защиты.
Пакт Рериха – первый международный Договор, направленный на безусловную защиту мирового культурного наследия как в военное, так и в мирное время. Он был предложен Николаем Рерихом – великим русским художником, мыслителем, ученым, путешественником и общественным деятелем, заложившим основу всего международного права в области защиты культуры и деятельности ЮНЕСКО. Основная направленность Пакта – Мир через Культуру – сегодня актуальна, как никогда.
Международный Центр Рерихов (МЦР) совместно с Международным комитетом по сохранению наследия Рерихов в течение последних трех лет осуществляет международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Этот проект актуализирует Пакт Рериха и заново открывает его миротворческую и гуманистическую сущность. Выставки проекта с успехом прошли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, более чем в 80 городах России. 15 апреля 2015 года, в 80-ю годовщину подписания Пакта Рериха в Вашингтоне, эта выставка открылась в здании Генеральной Ассамблеи в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
По случаю открытия экспозиции в Нью-Йорке Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем обращении подчеркнул: «Эта выставка воздает должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперед. Я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я призываю правительства и народы во всем мире объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество».
Генеральный директор ЮНЕСКО госпожа Ирина Бокова также отметила высокую значимость юбилейной выставки: «Дух Пакта Рериха созвучен с мандатом ЮНЕСКО... Я бы хотела, чтобы вы знали, что ЮНЕСКО совместно с ООН полностью поддерживает эти празднования».
В конце апреля 2015 года оба руководителя самых значимых в мире межправительственных организаций выразили желание посетить Музей имени Н.К. Рериха во время своих официальных визитов в Москву, приуроченных к празднованию юбилея Победы. К сожалению, визит Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна не состоялся ввиду крайне напряженного рабочего графика. Однако Генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова 10 мая все же приехала к нам!
Ее сопровождали Постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Э.В. Митрофанова и ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе. Несмотря на то, что на визит планировалось только 20 минут, И. Бокова пробыла в Музее более часа. В ходе встречи с генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой она высказала свое восхищение замечательным Музеем, и были достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве МЦР и ЮНЕСКО. «С большим волнением посетила Музей Рериха, – записала Генеральный директор ЮНЕСКО в книге отзывов посетителей музея. – Пакт Рериха, подписанный еще в 1935 году, стал основой международной Конвенции защиты культурных ценностей в конфликтах, которую ЮНЕСКО ценит. Эта мудрость и гуманизм Рериха продолжают нас вдохновлять».
Казалось бы, что и руководство России должно занимать аналогичные позиции в отношении общественного музея имени Н.К. Рериха и наследия Рерихов. Вспомним некоторые факты. В 2002 году, во время своего официального визита в Индию, президент РФ и премьер-министр Индии сделали следующее совместное заявление: «Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественно-культурного наследия Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы». В своей речи во время посещения штата Карнатака в декабре 2004 года президент РФ В.В. Путин сказал: «Для россиян Карнатака – это и место особого притяжения, ведь здесь более 40 лет жил и работал Святослав Николаевич Рерих, духовное и творческое наследие которого одинаково дорого России и Индии».
Что же произошло в России, если спустя десять лет Министерство культуры, руководимое В.Р. Мединским, значительно активизировало борьбу против Международного Центра Рерихов, хранящего то самое наследие Рерихов? Какие мотивы побуждают руководителя Минкультуры идти на явное разрушение музея, основанного С.Н. Рерихом, сыном великого художника, мыслителя и создателя Пакта?
Не буду останавливаться на перипетиях 25-летней борьбы с ведомством, призванным оказывать содействие общественным культурным инициативам, отмечу лишь, что за время руководства А.А. Авдеева Министерством культуры (2008–2012) была восстановлена справедливость в отношении выполнения воли Святослава Рериха – МЦР был признан его наследником, удалось отстоять деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха на территории объекта культурного наследия XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных» от посягательств Росимущества и Государственного музея Востока. Но с приходом в Минкультуры В.Р. Мединского и его команды вектор отношения к музею был изменен на противоположный.
В 2014 году, объявленном в России Годом Культуры, отмечались три юбилея семьи Рерихов: 140 лет со дня рождения Николая Рериха, 135 лет – Елены Рерих и 110 лет – Святослава Рериха. Стоит добавить, что в прошлом году музею исполнилось 25 лет. Но Министерством культуры эти значительные события были проигнорированы. В 2015 году подобное отношение со стороны Минкультуры проявляется к 80-летию Пакта Рериха. Великий русский художник Н.К. Рерих всеми силами стремился защитить от разрушения и культуру Отечества, и мировое культурное наследие. Что же происходит сегодня с наследием Рерихов в России?
Так, Министерство культуры до сих пор не предприняло никаких правовых действий по розыску разграбленного за 55 лет наследия Рерихов из квартиры Юрия Рериха в Москве. Более того, эта часть наследия стала вполне легально появляться на аукционах в России. Также Минкультуры продолжает скрывать факты исчезновения большого количества картин Рерихов из коллекции, принадлежавшей при жизни Святославу Рериху и завещанной им общественной организации для Музея имени Н.К. Рериха.
С этой целью, введя в заблуждение президента РФ В.В. Путина относительно истинной воли С.Н. Рериха, который однозначно указал, кому именно в России он передает наследие, Министерство культуры в 2014–2015 гг. добилось отмены вступивших в законную силу решений российских судов, признавших МЦР наследником С.Н. Рериха. В 2015 году Минкультуры настояло на возобновлении рассмотрения арбитражным судом Москвы требований о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных, которая решениями правительства СССР, правительства Москвы была передана МЦР в долгосрочную аренду для размещения в ней общественного Музея имени Н.К. Рериха, а распоряжением правительства Москвы, подписанным мэром столицы С.С. Собяниным в 2014 году, два строения усадьбы были переданы МЦР в безвозмездное пользование. Минкультуры не гнушается обвинять МЦР в незаконном воссоздании уникального памятника белокаменной Москвы, и с этой целью возбуждается уголовное дело, якобы по факту незаконного строительства!?
Следует отметить, что Министерству культуры хорошо известно, что у МЦР имеются все необходимые документы, подтверждающие законность проведенных работ по воссозданию усадьбы Лопухиных, и все реставрационные и строительные работы МЦР ведет в соответствии с плановым заданием правительства Москвы и исключительно за счет народных пожертвований. Открытие уголовного процесса против МЦР оскорбляет и огромное количество граждан России и других государств, которые жертвовали свои средства и добровольный труд на воссоздание старинного памятника русского зодчества.
Но и этого Министерству культуры показалось мало. 6 мая, когда проводилась подготовка к приему высоких гостей, следователи ГУ МВД РФ по городу Москве прибыли к нам в сопровождении отряда ОМОН (составом более 10 человек) для проведения обыска и изъятия документов по вышеуказанному уголовному делу, которые в деле уже имеются. На некоторое время деятельность музея была парализована. Возможно, что не без участия Министерства культуры произошло и лишение общественного Музея имени Н.К. Рериха меценатской поддержки Б.И. Булочника, на протяжении более 20 лет финансировавшего всю деятельность музея.
Ко всему вышесказанному следует добавить клевету, распространяемую Министерством культуры с целью опорочить деятельность МЦР и его руководства. Для примера приведу цитату из письма первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова: «Минкультуры России направлено в МВД России обращение о разрушительной антикультурной деятельности Международного Центра Рерихов для проверки информации, изложенной в письме Литвинова В.П., на предмет возможной противоправной деятельности МЦР». Должность Аристархова априори обязывает к объективной оценке деятельности культурных учреждений страны. Но коль скоро эта клевета отправлена далее «по инстанциям», то нет сомнения в том, что первый заместитель министра культуры был заинтересован в ее распространении.
Когда завершалась работа над статьей, пришло еще одно подтверждение агрессивных намерений Министерства культуры. «Хамовнической межрайонной прокуратурой, – сказано в поступившем в МЦР 27 мая 2015 года обращении межрайонного прокурора Е.И. Пузанова, – по поручению прокуратуры города, в связи с заданием Генеральной прокуратуры РФ проводится проверка обращения первого заместителя Министра культуры РФ Аристархова В.В. в связи с коллективным обращением граждан о возможном вывозе за пределы РФ наследия Рерихов...»
Вновь Министерство культуры использует ложные обвинения в адрес руководства МЦР с целью дискредитации его деловой репутации. Речь в этих письмах идет о якобы готовящейся продаже картин из коллекции Рерихов ради получения источников финансирования МЦР. Очевидно, Министерство культуры нуждается в постоянном напоминании о том, что наша организация была основана С.Н. Рерихом для сохранения, а не для распродажи наследия Рерихов. Не для того меценаты приобретали за рубежом уникальные картины Николая и Святослава Рерихов и дарили их музею, чтобы затем их вновь продавать.
В ситуации, в которой оказалась наша организация, нам ничего не оставалось, как обратиться за помощью к президенту РФ В.В. Путину. В сентябре 2014 года на обращении исполнителя завещания С.Н. Рериха, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента МЦР Л.В. Шапошниковой президент Российской Федерации В.В. Путин наложил следующую резолюцию: «Мединскому В.Р. Прошу рассмотреть и доложить».
Это распоряжение президента приобрело статус его поручения Пр-2096 и должно быть исполнено. Нам неизвестна его дальнейшая судьба – неизвестно, что доложил министр культуры главе государства и какое окончательно решение принял президент.
Не могу поверить в то, что противоправные действия Министерства культуры в отношении общественного Музея имени Н.К. Рериха могли быть одобрены руководителем страны. Отказываюсь верить и в то, что президент Российской Федерации В.В. Путин не согласен с высокими оценками гуманистических идей Н.К. Рериха и деятельности Международного Центра Рерихов и его общественного музея, данными Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. И президент, и правительство Российской Федерации должны бы быть заинтересованы в сохранении деятельности общественного музея, приносящего свою немалую долю в укрепление международного авторитета России.
Почему же тогда руководство страны дает возможность так бесчинствовать руководству Министерства культуры в отношении общественного Музея имени Н.К. Рериха? Вопрос остается открытым.
Каждый островок культуры, каждое стремление к культуре должны быть поддержаны и защищены как самый драгоценный цветок, вносящий в нашу непростую жизнь энергию красоты и гармонии. И в заключение считаю необходимым еще раз напомнить пророческие слова Николая Рериха: «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах».
Полный текст статьи см. на сайте МЦР http://www.icr.su)