Posted 24 июня 2015,, 21:00

Published 24 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:44

Updated 8 марта, 03:44

«Я чертей видела!»

«Я чертей видела!»

24 июня 2015, 21:00
Сегодня вечером в Лосиноостровском районе столицы пройдет встреча представителей муниципальной власти и жителей района по поводу строительства храма на территории парка «Торфянка». Противники строительства церкви уже неделю дежурят возле огороженной площадки, ночуя в палатках и пытаясь привлечь на свою сторону побольше

На краю небольшого ухоженного парка с прудом неделю назад вырос палаточный городок. Если быть точнее – два лагеря. В первом ночуют местные жители – противники строительства храма. Рядом на небольшой территории, огороженной металлической сеткой, – православные активисты из движения «Сорок сороков». В сторонке курят несколько полицейских.

Строительство «храмового комплекса в парке Торфянка» в честь святителя Макария, митрополита Московского, было одобрено еще в апреле 2013 года. Были даже изменены границы объекта природного комплекса №65 Северо-Восточного административного округа Москвы. Проект строительства в парке подразумевает комплекс на 500 прихожан. По официальным данным, проект парка рассматривался на общественных слушаниях и был одобрен (правда, Мосгорсуд в апреле 2014 года признал, что они были «проведены с нарушениями»). Жители района указывали на то, что слушания сфальсифицированы, строить в парках запрещено, неподалеку уже есть церковь, а всего в СВАО 63 храма. Но не преуспели: строить храм начали 18 июня этого года.

Активисты указывают, что стройку начали незаконно: разрешение на строительство было обжаловано в Мосгорсуде, который постановил прекратить работы до пересмотра в Бабушкинском райсуде. Пока заседания не было. «Парк относительно недавно реконструировали и, надо сказать, он действительно стал удобнее, появилось освещение, нормальные дорожки. И вот теперь на 3000 квадратных метрах парка планируют возвести храмовый комплекс. То есть фактически парк будет уничтожен», – пишет в Facebook местный житель Алексей Бачинский.

Защитники парка дежурили на месте будущей стройки с самого начала работ, и, по их наблюдениям, тактика тех, кому во что бы то ни стало нужен храм на этом месте, изменилась. «Началась новая фаза давления на нас: наскок и агрессия задохнулись, выжидание, когда мы устанем, не сработало, давление в виде толпы мужиков и угроз казаками скапустилось. Сейчас пытаются действовать по аналогии с нами: собрать кучу народа наиболее гражданского вида и изображать стояние «местных жителей за храм». Они будут провоцировать на конфликты, чтобы снимать потом, как молящиеся скорбно смотрят на нас», – предупреждает в группе «ВКонтакте» местная жительница Екатерина Путилина.

Над лагерем местных жителей развеваются российский флаг и алое знамя коммунистов. Днем здесь преимущественно дежурят молодые мамы с детьми, пенсионерки с собаками и несколько мужчин – в общем, не более 40 человек. Иногда сюда приходят представители различных политических партий, а вчера побеседовать с местными жителями ненадолго заезжал глава управы Лосиноостровского района Павел Литовченко.

«Завтра все вопросы по застройке будут обсуждены! Несколько человек от инициативной группы пусть придут на прием», – говорил Литовченко. «Три ночи подряд наших людей преследуют, им угрожают!» – жалуется женщина из толпы. «Все вопросы завтра. Спасибо!» – говорит чиновник, разворачиваясь к своей машине. «А почему вы только сегодня появились?» – раздаются вопросы из толпы, но машина Литовченко уже отъезжает от палаточного городка.

Сторонники строительства в разговор не вмешиваются, молча наблюдают сцену со стороны.

Периодически противоборствующие стороны сходятся в словесных баталиях. «У меня два высших образования, голубушка! Я чертей видела, а вот пришла в церковь и перестала!» – говорит одна пенсионерка другой. «Да гипноз все это!» – машет рукой ее оппонентка. «Церквей рядом полно. Не хочу я просыпаться рано утром от звона колоколов!» – вставляет проходящая мимо женщина.

Гуляющих по парку людей православные активисты пытаются привлечь на свою сторону, рассказывают о пользе храма и собирают подписи. Действуют фанатично. «Вон, смотри, мужчину обрабатывают!» – замечает одна женщина другой. «У меня с обеих сторон соседи и знакомые. Если я сейчас подпись поставлю, меня сожрут», – отмахивается от сборщика подписей мужчина.

«Вчера ночью одну женщину на машине выследили, под дворники листок положили: «Если ты не перестанешь, то…». На нас оказывается психологическое давление», – рассказывает «НИ» активистка Лаура Варячева.

Девушка Даша рассказала «НИ», что сидит тут седьмой день: «Мы поздно вечером гуляли по парку и услышали, что дробят асфальт. Народ вышел из домов, пытался понять, что происходит. В шоке все были. Приехала полиция. Строительную технику убрали. И ведь время специально подобрали, когда большинство местных были на даче. Здесь есть люди, которые дежурят ночью, несмотря на то что им на работу с утра. Мы остались, чтобы не пропустить строительную технику. Нам угрожали, сказали, что снесут палатки, а будут люди – снесут и людей. Поэтому мы поставили вдоль раздолбанного тротуара наши машины».

«Беспредел! Мы не против строительства храма, но не тут – здесь и так небольшая территория. С нами никто не согласовывал, слушаний не было! – возмущается женщина, представившаяся Алиной. – Храмов рядом и так много. Снесите старую фабрику и там стройте! 25 лет фабрика не работает».

«Не надо тут строить ничего. Пусть будет много места для догонялок», – говорит на камеру девочка лет четырех: местные жители записывают видеообращение для властей.

Православные активисты, по словам местных жителей, приезжают вечером. «Людей на микроавтобусах привозят. Их высаживают подальше, чтобы они шли сюда пешком, как будто местные жители. Но мы им задаем вопросы: «А на какой улице вы живете?» А они не знают, что ответить, или придумывают от балды», – говорит одна из активисток.

Группа, выступающая за строительство храма, уступает по численности своим оппонентам. Это в основном молодые мужчины спортивного и не очень телосложения, несколько ребятишек и пара бабушек. Православные активисты не слишком разговорчивы.

У большого деревянного креста на месте, где должен появиться храм, цветы. К нему подходит мужчина и, крестясь, отвешивает земные поклоны.

При входе же на огороженную территорию стоит высокий бородатый мужчина, который пропускает только своих. На просьбу прокомментировать ситуацию отвечает, что должен приехать батюшка и дать благословление. Зато поговорить с «НИ» соглашаются молодой человек и пожилая женщина, которые представляются местными жителями. «Церковь тут очень далеко, пожилым людям тяжело добираться. По себе это знаю!» – жалуется бабушка Людмила Алексеевна. «Там нет алтаря. Невозможно совершать литургию!» – вставляет бородач-вышибала. «Мы два года место согласовывали. Что касается территории фабрики – сколько ее там сносить будут! Мы не просили конкретно это место. Не было задачи отхватить часть парка. Нам дали этот кусок. Дали бы другой – пошли бы и там строили. Документация у нас в порядке. Все есть», – рассказывает молодой активист Дмитрий Арцебашев. По его словам, местные часто обижают «охранников» стройки, называя фашистами: «У нас есть евреи, армяне, грузины, татары, киргизы. Какие мы националисты!» «К нам в гости мусульмане приходят – они в шоке, что русские люди запрещают строить храм!» – добавляет бородач.

На палатке православных активистов красуется имперский флаг.

На сегодня у защитников парка назначена встреча с представителями муниципальных властей и депутатами Мосгордумы, а православные активисты планируют провести молебен. Вчера же вечером в «Торфянку» должен был приехать председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Одновременно, по информации местных жителей, должны были подоспеть несколько автобусов с «подкреплением» охраны будущего храма – членами движения «Сорок сороков».

"