Выси и низины ММКФ

24 июня 2015, 00:00
Фильм-открытие Жан-Жака Анно задал высокую планку Московскому кинофестивалю, однако художественные фильмы конкурсной программы пока явно эту высоту не взяли, остается надежда на картины документальные.

Фестивальная программа началась с высокой точки – фильма Жан-Жака Анно «Тотем волка». Анно еще в «Медведе» (1988) показал замечательное умение воспринимать и снимать природный мир как целое и снова не изменил себе. Действие его новой картины происходит во время китайской «культурной революции» во Внутренней Монголии, где маоистские эмиссары со свойственной коммунистам упертостью пытаются переделать жизнь Великой степи. Поделив ее обитателей по классовому принципу на травоядный «пролетариат» (овец и лошадей) и хищническую «буржазию» (волков), они объявляют последним войну на истребление, отказываясь понимать, что истребление последних приведет к падению поголовья первых. Урок уничтожения пернатых «вредителей» посевов (воробьев), закончившийся массовым голодом по той простой причине, что зерно стали пожирать невероятно размножившиеся в отсутствие естественных врагов гусеницы и саранча, не пошел впрок, и фанатичные пришельцы с тем же революционным рвением набросились на серых хищников. Все это дает режиссеру возможность показать на экране грандиозные картины охоты – сначала той, где охотниками выступают волки, а затем охоты на самих волков, которым (в соответствии со здравым смыслом и традицией французской романтической живописи ХIХ века) отдано сочувствие постановщика.

К сожалению, удержать заданную высоту в основном конкурсе не удалось. Первый же участник соревнования, «Анклав» Горана Радовановича (Сербия – Германия), оказался простеньким сочинением на тему межнациональной возни в Югославии. Сюжет закручивается вокруг похорон старика, на которые съезжаются родственники, разбросанные по изолированным сербским общинам в Косово, причем кладбище предусмотрительно размещено режиссером на албанской территории, а главными героями являются два мальчика, серб и ненавидящий сербов албанец, не расстающийся с пистолетом. Эти начальные данные позволяют не глядя «вычислить» картину: одну половину действия займут трудности преодоления национальных границ, которые закончатся погребением в положенном месте, другую – отношения мальчишек, в процессе выяснения которых пистолет выстрелит, согласно чеховскому предписанию, но пацаны расстанутся друзьями. После чего просмотр становится, по сути, излишним.

То же можно сказать и о «Героях зла» Сое Берриатуа (Испания), где описываются не очень правдоподобно выдуманные режиссером похождения трех школьников-отморозков, двух юнцов и девчонки. «Ты думаешь, что я неправильно поступил, задушив эту проститутку?» – спрашивает один у другого. «Боюсь, что так», – отвечает второй. У Тарантино за подобными диалогами следует гомерический хохот зала, но испанский режиссер сохраняет звериную серьезность, и слышен лишь издевательский смех редких представителей критического цеха, по самое не могу насмотревшихся подобной жеребятины, любимой фестивалями «молодого» кино во всем мире. Не исключено, впрочем, что такого рода опусы пришлись бы по душе отечественным подросткам, но ханжи из российского Минкульта немедленно поставили бы на них клеймо «18+» и на корню убили потенциальный прокат.

Более выгодное впечатление, как обычно, производит документальный конкурс ММКФ, но и в этой семье не без урода, каковым выдалось «Пришествие» Майкла Мэдсена, сделанное усилиями аж трех стран – Дании, Финляндии и Австрии. Режиссер вздумал опросить представителей NASA, ООН и Агентства по связям с внеземными цивилизациями (!) и узнать, как они предполагают себя вести при реальном контакте с инопланетянами. Все, что они об этом скажут, стократно описано и давно известно, и любой сведущий человек, опять-таки не глядя, может все это рассказать наперед, причем с юмором, которого напрочь лишена зануднейшая квазидокументалистика датского постановщика.

Гораздо интереснее «Земля картелей» Мэттью Хайнемана (США – Мексика), в которой показывается борьба американских и мексиканских добровольческих объединений с наркобаронами и их отрядами головорезов, по ходу которой становится ясно, что защитники мирных граждан легко превращаются в бандитов, и с ними начинают бороться коррумпированные власти, хотя сами они не могут или не хотят справиться с бесчинствами наркокартелей. По сути это документальный вестерн, своеобразно преломляющий традиционную проблематику жанра (сложный конфликт закона и свободы), и попутно затрагивающий важные социальные темы, связанные с правом народа на вооруженную самоорганизацию вопреки формальной законности и воле правительств. Остается лишь сожалеть, что нет аналогичной ленты о наркотрафике из Афганистана через бывшую границу с СССР, откуда зелье через среднеазиатские республики течет в Россию.

#Новости #Культура #Виктор Матизен
Подпишитесь