Posted 21 июня 2015,, 21:00

Published 21 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:37

Updated 8 марта, 03:37

«Хрусталя хватит на всех!»

21 июня 2015, 21:00
В Театре имени Вахтангова прошла XXIV церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот». Изящными статуэтками из хрусталя в виде главного символа Театра имени Вахтангова, принцессы Турандот, ежегодно отмечаются итоги московского театрального сезона. Более 20 лет режиссер и продюсер Борис Беленький, учредивши

О том, что Театр Вахтангова этим вечером встречает особо важных гостей, узнают даже праздно прогуливающиеся зеваки. Трубачи военного оркестра перед колоннами парадного входа в театр громогласно «выдувают медь» на весь Арбат. Премия «Хрустальная Турандот» для театрального сообщества – как встреча выпускников: из года в год сюда приходят повидаться со старыми знакомыми, порадоваться новым работам коллег, узнать последние новости о тех, кто уже покинул круг привычной светской тусовки. Потому число узнаваемых лиц в зале, кажется, превосходит количество простых зрителей, и до последнего остается загадкой, кто и за что получит высокую («рост» статуэтки – около полуметра) театральную награду.

Размах праздника, заданный военным оркестром, подхватывают музыканты и солисты «Геликон-Оперы» во главе с дирижером Евгением Ильиным. Под звуки битловской Yellow submarine в джазовой обработке главный лоцман «хрустального» вечера Борис Беленький занимает на сцене капитанский мостик, а у руля в качестве конферансье оказываются Боря-битломан в желтом галстуке – актер Борис Смолкин и белоснежная Хрустальная Турнадот 24-й церемонии – актриса Екатерина Гусева.

У премии нет рамок, нет зафиксированного сценария. Церемония вручения – это всегда импровизация, где номинанты становятся главными актерами. Это подтвердил в одной из номинаций выход на сцену Олега Табакова, который в дуэте с Камой Гинкасом разыграл мини-спектакль с тройным выходом на бис. Дружескую атмосферу вечера подчеркивает и тот факт, что вручают премию персоны, которые сами могли бы на нее претендовать. Так в первой номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» хрустальную принцессу из рук Веры Васильевой и Сергея Урсуляка получает художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии Елена Камбурова. Для нее эта статуэтка – не просто приятная награда, а наполненный личными воспоминаниями символ. Своеобразный привет от ее учителя – Цецилии Мансуровой, которая вошла в историю театра как первая исполнительница роли Принцессы Турандот в легендарном спектакле.

«Хрустальная Турандот» представляет театр как «средоточие всех любовей», потому и вручение каждой номинации превращается в долгое и взаимное объяснение в любви. Театральный художник Павел Каплевич читает стихи Окуджавы «гордой полячке» Марии Мироновой, вручая ей статуэтку за лучшую женскую роль в спектакле «Борис Годунов» театра Ленком. А та в свою очередь признается в любви сидящему в зале режиссеру Богомолову: «Костя, работа с вами – большая радость! Свобода и простота при удивительной концептуальности. Я все ждала, когда же будут муки творчества? Спектакль близился к выпуску, а муки все не приходили. А радость по сей день остается...».

Актриса театра имени Вахтангова Людмила Максакова выходит на сцену, чтобы вручить награду в номинации «Лучший режиссер» Сергею Женовачу за недавнюю премьеру Студии театрального искусства «Самоубийца»: «Счастлива, что могу признаться тебе в любви на сцене, где шли спектакли твоего учителя Петра Фоменко. Ты для меня на нашей театральной клумбе больше всего похож на ландыш, и пусть твоя трепетная интонация всегда ясно звучит в шумном городе». Спектакль, где герой борется за «право на шепот», приносит награду и художнику Александру Боровскому за лучшую декорацию сезона.

Организаторы премии решили не ограничиваться одним победителем в главной номинации, и в итоге было названо два лучших режиссера сезона. «Искусство не требует фотофиниша, – заявил Борис Беленький. – Если зажглось две звезды, мы должны это отмечать. Хрусталя на всех хватит!» И за своей хрустальной Турандот поднимается на сцену худрук РАМТа Алексей Бородин, поставивший спектакль «Нюрнберг». Эта же участь постигла и номинацию «Лучшая мужская роль», в которой организаторы не смогли выбрать между Олегом Табаковым за «Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова, и Игорем Миркурбановым в ленкомовской «Вальпургиевой ночи».

Ленком же и увенчал список победителей. Получать награду за спектакль «Вальпургиева ночь» в номинации «Лучший спектакль сезона» в белоснежном костюме на сцену поднялся Марк Захаров.

Можно назвать настоящей победой над театральными скандалами и информационными войнами этот вечер, полный любви к театру. «Премия «Турандот» – это любовь, застывшая в хрустале», – завершают вечер ведущие, и весь зал подпевает им: «All You Need Is Love».