Posted 17 июня 2015, 21:00
Published 17 июня 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:39
Updated 8 марта, 03:39
Посетив Театр на Таганке, новый глава Департамента культуры Александр Кибовский выразил пожелание, чтобы Таганка отныне звучала исключительно в новостях культуры, а не в репортажах о скандалах. Искренне присоединяюсь к его надеждам, но хочу напомнить, что как леса горят отнюдь не в силу дурного нрава, так и актеры никогда не скандалят просто так, от широты души.
Лесные пожары начинаются, когда приходит засуха. Как только труппа остается без художественного лидера – жди скандалов. В пожарах сгорают сотни гектаров леса. В скандалах сгорают нервы, силы, репутации.
Справедливости ради замечу, что к угрозе пожаров у нас все-таки иногда готовятся: резервные озера для пожарных машин, спецвертолеты. Однако, несмотря на целую вереницу громких скандалов в театрах, оставшихся без
худруков, похоже, скамейка запасных главных режиссеров так и не сформирована, а механизм поиска кандидатур так и не отлажен. Каждое опустевшее кресло худрука повергает чиновников в настоящий ступор: «Никогда такого не было, и вот опять!»
Бывает, что театру везет. И года не прошло, как после отчаянных акций протеста, забастовок и демонстраций питерские чиновники нашли художественного лидера в Театр на Литейном (искренно желаю режиссеру Сергею Морозову и труппе театра совместной дружной и успешной работы).
Но вот Театру на Таганке пока никаких утешительных перспектив не светит.
Можно охрипнуть, выясняя, кто и насколько виноват в том, что, хлопнув дверью, из театра ушел великий режиссер, с которым связан «золотой век» Таганки, – Юрий Петрович Любимов. Но все ламентации «наказать» виновных актеров (посыпать дустом, водить сорок лет по пустыне, пока не народится новая труппа и т.д.) сил отнимают много, а реальной пользы от них меньше нуля. Драматический уход Юрия Любимова из его театра, похоже, пора оставить историкам, которые воскресят хронику событий в ее полноте, воздадут виновным и обелят невинных.
Сейчас самое главное – не дать разрушить до основания театр, который был главным делом жизни Мастера.
Таганка – символическое место для Москвы, наряду с Университетом или Пашковым домом. Вы можете себя представить в разрухе Университет? Или беспризорную Ленинку, в которую то одного вахтера назначат, то другого? Нынешнее беспризорное межеумочное состояние Таганки – позор для города.
Уже два (!) года Театр на Таганке живет без худрука. Живет в состоянии постоянных скандалов и войн. Я могу понять, что пока был жив Юрий Петрович и существовала хотя бы слабая тень надежды на его возвращение в его родные стены, – даже думать о новом главном режиссере казалось кощунством. Но дальше оставлять театр в состоянии постоянно тлеющего пожара – просто опасно.
Пожары заливаются водой. Театральные скандалы может погасить только новый художественный лидер.
Тут не помогут деньги! Сколько бюджетных сумм было потрачено в прошлом сезоне на выморочный, неизвестно кем выдуманный юбилей (все помнят, каким кошмаром бесконечных склок, какой бездарной тратой денег обернулся этот бессмысленный пир во время чумы).
Никакие широко анонсированные ремонты тут тоже не помогут. Да, специальная комиссия, созданная департаментом, наверное, сможет определить степень аварийности здания. А что сцена отчаянно нуждается в реконструкции и новом оборудовании – с этим и без комиссии все согласны. Но делать ремонт без худрука – жечь деньги в печке.
Именно худрук определяет, какая ему нужна сцена (с поворотным кругом или без). Какое световое оборудование. Какой нужен интерьер театру, который он будет строить. Ремонт БДТ пришлось продлить на год, поскольку нового худрука Андрея Могучего не устроила сцена, чьи параметры закладывал худрук предыдущий. Скупой платит дважды. За глупость платишь не дважды, а двадцать два раза.
Худрук должен определять стратегию дальнейшего развития театра и его тактику. Худрук должен утвердить и развить концепцию органического сочетания живого театра и мемориальной исторической части Таганки в соответствии со своим видением будущей Таганки. И т.д.
Правы те, кто считает, что в нашем театральном пространстве не найти «второго Любимова». Да и зачем бы его искать?! Практика показывает, что «вторые» Любимовы, «вторые» Васильевы, «вторые» Захаровы, как правило, оказываются сильно ухудшенным клоном великих предшественников. Но вот задача найти режиссера, который сумеет создать новый яркий востребованный художественный театр, для Департамента культуры Москвы вполне по силам.
И делать это надо уже вчера! Каждая неделя промедления тут опасна. Любая мелочь может рвануть таким столбом огня, дыма и токсичных выбросов, что мало не покажется.
Автор – театральный обозреватель «НИ»