Posted 9 июня 2015, 21:00

Published 9 июня 2015, 21:00

Modified 8 марта, 03:43

Updated 8 марта, 03:43

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин

9 июня 2015, 21:00
Художественный руководитель театра Et Сetera, председатель Союза театральных деятелей, известный актер, активно занятый в репертуаре своего театра, Александр КАЛЯГИН редко соглашается на интервью из-за плотного расписания. Мы встретились буквально накануне его отлета на гастроли в Аргентину, чтобы узнать из первых уст

– Александр Александрович, театр Et Cetera через несколько дней открывает Год русской культуры в Аргентине, и его приезд вызвал довольно большое оживление среди местных театралов…

– В этом году наши две страны отмечают 130-летие дипломатических отношений. И 12 июня состоится торжественная церемония открытия Года русской культуры. Я счастлив, что именно нашему театру предоставлена такая честь. Мы будем играть в национальном театре «Сан Мартин», первыми выйдем на сцену после двухгодичной реконструкции. Приятно было узнать, что на все 11 спектаклей уже проданы все билеты. Мы будем играть «Бурю» Шекспира в постановке Роберта Стуруа, который в Аргентине очень хорошо известен. Роберт Робертович поставил здесь шесть спектаклей, награжден многими престижными театральными премиями. Стуруа в Аргентине просто национальный герой. А инициатива перекрестного Года культуры Аргентины и России принадлежит президенту РФ Владимиру Путину.

– Несколько дней назад состоялась ваша встреча с Владимиром Путиным. Поделитесь, о чем разговаривали с главой государства и каких изменений ждать в жизни нашей культуры в ближайшее время?

– Могу. Тут никаких секретов нет. Естественно, что мы говорили о том, как реализуются «Основы государственной культурной политики». Я убежден, что «Основы» должны для всех нас стать своего рода конституцией культуры. И необходимо, чтобы все положения этого важнейшего документа неукоснительно выполнялись, но, к сожалению, не всегда и не все им сегодня следуют. Я говорил о необходимости усиления роли общественных организаций и конкретно об усилении роли нашего Союза театральных деятелей РФ в развитии театрального дела страны. И нашел в этом вопросе понимание Владимира Владимировича. В «Основах» есть строчка о необходимости «сохранения сложившейся сети организаций культуры», но для меня большой вопрос: способствует ли «сохранению организаций культуры» начавшийся активный процесс оптимизации? Сегодня мы встревожены необдуманным объединением театров, ведь возникает в результате вполне реальная угроза, что вместо двух театров останется только один, а другой просто-напросто будет ликвидирован. Заинтересованность вызвал у Владимира Владимировича и вопрос о поддержке театральных изданий. И это тоже записано в «Основах» и формулируется вполне ясно: «Содействие развитию профессиональной критики и журналистики». Я обрисовал ситуацию, когда из-за нерешенных вопросов с их финансовой поддержкой могут исчезнуть профессиональные издания, а это чревато для развития искусства театра. Театральная пресса – это не только отражение жизни театра, возможность для развития профессиональной критики, но это еще и просветительская, образовательная миссия. Кроме того, я обратился с просьбой ускорить процесс создания Российского фонда культурного развития – это тоже предусмотрено «Основами». И тоже очень важная задача, которая до сих пор не находит решения. Тем для обсуждения было много, но надо сказать, что все они так или иначе касались претворения в жизнь идей «Основ государственной культурной политики». Встреча была содержательной и конструктивной. В очередной раз Владимир Владимирович меня поразил своей осведомленностью обо всех аспектах, даже самых незначительных, культурной жизни России.

На гастроли в Аргентину театр Et Cetera привезет спектакль «Буря».

– А что будет с фестивалем «Золотая маска»?

– Сегодня почти сформирована рабочая группа, которая должна будет нам представить программу развития премии и фестиваля «Золотая маска». К осени она должна быть готова, и мы ее предложим для широкого обсуждения общественности. Я как был убежден, так и сейчас уверен: «Золотая маска» – это главная театральная премия страны. Она должна оставаться независимой, профессиональной премией театрального сообщества России. И получать ее должны только лучшие из лучших. И возможен только единственный критерий оценки – художественные достоинства театрального произведения.

– Последний вопрос. Какие ваши личные творческие планы?

– Мои личные планы – это планы театра, которым я руковожу. В сентябре должны выпустить премьеру – «Утиная охота» Александра Вампилова в постановке Владимира Панкова. В октябре в Эфросовском зале выпускница мастерской Олега Кудряшова Виктория Печерникова покажет премьеру «Все о женщинах». Вика – эфросовская стипендиатка, три года назад наш театр учредил стипендию им А.В. Эфроса. По положению студент не только получает стипендию, но и право в конце обучения поставить свой спектакль в Эфросовском зале. Осенью мы едем на гастроли в Иркутск, Улан-Удэ, Читу – это в рамках программы Министерства культуры РФ «Большие гастроли». Параллельно будет ставить Роберт Стуруа, и я собираюсь начать работу над новым спектаклем. Названия пьес пока обнародовать не стану. Планов много, будем работать.

Подпишитесь