Проведенный анализ финансового состояния российских регионов позволил S&P сделать вывод, что уже к 2018 году долговая нагрузка по кредитам во многих из них вырастет с нынешних 33% от доходов в среднем до 55–57%. То есть большую часть получаемых средств субъекты федерации будут тратить на обслуживание долгов.
При этом в структуре региональных долгов основную часть составляют краткосрочные банковские кредиты, а также облигации, бюджетные кредиты Минфина и госгарантии по кредитам. При этом сроки по кредитам находятся в диапазоне от года до трех со ставками от 14–15% – для экономически сильных регионов, и до 20% – для более слабых.
«На самом деле многие из региональных долгов могли бы быть закрыты при помощи государственных трансфертов всего за год-два, – сказал «НИ» в беседе завкафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин. – Но ситуация столь плачевна, что у регионов просто нет достаточной доходной базы, а потому каждый год долги возобновляются за счет новых кредитов».
И хотя ежегодные федеральные трансферты и государственные кредиты отличаются довольно значительным объемом – 3% ВВП, эти денежные средства не идут напрямую на покрытие регионального долга. И, кроме того, отмечают эксперты, в настоящее время складывается ситуация, когда на фоне кризисных явлений федеральный бюджет становится дефицитным, хотя до этого долгое время, наоборот, верстался с профицитом. И в ближайшие 2–3 года с учетом политически значимых мега-проектов (Чемпионат мира по футболу, строительство Керченского моста и прочее), эта ситуация едва ли выправится.
К тому же, как прогнозирует министр экономического развития Алексей Улюкаев, снижение собственных доходов регионов по итогам текущего года составит 3%.
При этом, как утверждают аналитики S&P, в первом квартале текущего года минимум один российский регион уже допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту. Кроме того, в исследовании говорится и о случаях отзыва и отказа регионами выданных ранее бюджетных гарантий до срока их истечения.
Самую сильную долговую нагрузку испытывают регионы с преобладающим сельскохозяйственным сектором и отсутствием каких-либо крупных промышленных предприятий. Рейтинг должников возглавляет Чукотский автономный округ, где долговая нагрузка составляет 125% от дохода. А вот позволить себе жить без долгов могут разве что крупные нефтяные регионы – Сахалинская область, Ненецкий автономный округ.
По мнению опрошенных «НИ» экспертов, власти пока не торопятся придавать серьезное значение проблеме региональных долгов. Они рассматривают вариант классической схемы – рефинансирование коммерческих кредитов за счет относительно дешевых государственных. И в рамках антикризисного плана регионам так же планируется оказать финансовую помощь.
«Но речь идет о 300–400 млрд. рублей помощи, в то время как консолидированный долг регионов на 1?мая 2015 года составил 2,4 трлн. рублей», – сказал г-н Скопин. Он так же отметил, что этот вопрос игнорируется уже очень давно, и сейчас проблемы накапливаются. Регионы уже сократили все социальные расходы по максимуму. «И непонятно, как проблему решать, потому что у регионов уже все ресурсы исчерпаны», – подвел итог эксперт.