Posted 4 июня 2015, 14:23
Published 4 июня 2015, 14:23
Modified 8 марта, 03:44
Updated 8 марта, 03:44
Главный экономист BP по России и СНГ Владимир Дребенцов, отвечая на вопрос о том, куда может пойти российский газ в будущем, заявил, что невозможно спрогнозировать положение России на внешнем рынке, если не рассматривать сначала ситуацию на внутреннем рынке и роль «Газпрома».
По словам Дребенцова, что организационная структура рынка для «Газпрома» изменилась к лучшему. «Многие думают, что «Газпром» и российское правительство – это одно и то же, – отмечает он. - Так действительно было раньше, но теперь все изменилось».
Он отметил, что, например, налоговая ставка для «Газпрома» выше, чем для других компаний, а цены компании регулируются правительством. И что особенно важно, отмечает Дребенцов, так это то, что доступ к газопроводной системе «Газпрома» имеют три стороны, и именно это стало основой для серьезных изменений структуры рынка для «Газпрома» с 2013 г.
Более того, добыча у «Газпрома» падает, в то время как у других компаний – растет. «Это возможно лишь потому, что правительство допустило доступ этих компаний к трубопроводам «Газпрома», – полагает Дребенцов, передает «Вести».
Он отметил, что «Газпром» в последнее время терял долю на внутреннем рынке и продолжит ее терять: на российский рынок приходилось почти половина его продаж в 2014 г. Он считает, что «в обозримом будущем мы увидим, что на «Газпром» приходится примерно 25-30% внутреннего российского рынка».
«Это означает, что основная цель «Газпрома» - это не внутренний рынок, а внешний», - подчеркнул специалист. А это, в свою очередь, означает, что компании необходимо выходить на новые рынки, полагает Дребенцов.
Он полагает, что добыча газа «Газпрома» значительно превысит потребление к 2035 г. «Газпром» заявляет, что на его долю будет приходиться 32% европейского рынка, 33% рынка бывших советских республик, 13% азиатского рынка и 14% мирового рынка СПГ», - отмечает он, полагая, что такой расклад вполне осуществим.
Что касается вопроса о том, действительно ли «Южный поток» был отменен, Дребенцов отвечает: «И да и нет: Россия меняет стратегию довольно быстро, так что в настоящий момент создается впечатление, что по крайней мере несколько ниток «Турецкого потока» будут построены».
Ясно только одно, отмечает он: России необходимо продавать эти объемы газа в Европу, так как она не может продавать их кому-то еще. Именно поэтому, считает Дребенцов, «Газпром» изменил свою ценовую политику: «Она будет более гибкой, чем раньше».
По словам специалиста, в 2013 г. «Газпром» продавал газ в Германии по ценам, которые были конкурентоспособными, он также продает много газа в хабы: «В 2013 г. он продал по меньшей мере 12 млрд кубометров в европейские хабы по спотовым ценам. В прошлом году он продал 10 млрд кубометров».
Дребенцов добавил, что «Газпром» все больше адаптируется к европейской действительности. Он вспоминает, что прошлой зимой, когда запасы газа в Европе достигли 5-летнего минимума, «Газпром» нарастил поставки газа в Европу.
По прогнозу BP до 2035 г., Россия по-прежнему будет крупнейшим поставщиком газа в Европу. «По объемам никто не сможет конкурировать с Россией в Европе, по крайней мере в ближайшие 20 лет», - поясняет Дребенцов.
Ожидается больше поставок СПГ, однако трубопроводный газ будет доминировать на рынке Европы. И хотя доля «Газпрома» будет снижаться, он по-прежнему будет крайне важен.
Дребенцов также отмечает, что Китай покупал газ из Центральной Азии (Туркменистан и Узбекистан), цена на который была ниже, чем та цена, которую готов предложить «Газпром». По мнению Дребенцова, экспорт в Китай из стран Центральной Азии может вырасти до 85 млрд куб. м в год к 2020 г.
Он также отмечает, что некоторые в России полагают, что спрос на российский газ со стороны Китая будет огромным, потому что Китай может принять весь газ, который может поставить Россия, порядка 73 млрд куб. м в год, однако оценки BP расходятся с этим мнением.
«На данный момент мы не видим такого расклада. Если Россия будет продавать в Китай более 70 млрд кубометров газа, я думаю, цена на газ будет намного ниже, чем было оговорено между этими двумя странами», – говорит специалист.
Дребенцов также показал график, на котором показана доля Европы в российском экспорте газа: более 80 млрд куб. м в 2015 г., однако к 2020-2025 гг. она будет снижаться до 50-60 млрд куб. м и будет оставаться на этом уровне до 2035 г.
Европа будет зависеть от российского газа, который составляет около 33% ее потребления, а Россия в свою очередь будет зависеть от Европы, на которую приходится 25% добычи, что составляет около 60% российского экспорта.
С другой стороны, Татьяна Митрова, заведующая отделом развития нефтегазового комплекса России и мира Института энергетических исследований Российской Академии Наук, заявляет, что возможности экспорта из России в Европу и страны СНГ «весьма ограничены».
«Если мы говорим о диверсификации экспорта, в первую очередь в Азию, то началось строительство газопровода «Сила Сибири», однако при самом оптимистичном сценарии газ пойдет только через 5 лет, что означает, что в течение следующих пяти лет мы не может ожидать существенного роста экспортных поставок российского газа», - заявила она.
На внутреннем российском рынке специалист отметила стагнацию спроса, что вполне объяснимо, учитывая слабые экономические показатели, снижение промышленного производства и негативный рост ВВП, а также множество других проблем, с которыми сталкивается российская экономика.
В долгосрочной перспективе, отмечает Митрова, в течение следующих пяти лет не будет никаких драйверов, которые бы подтолкнули рост внутреннего спроса.
«В целом мы не можем ожидать значительного роста спроса на внутреннем рынке, однако я не могу сказать, что ожидается резкое снижение внутреннего потребления газа, так как газ по-прежнему остается самым дешевым топливом», - говорит она. Это означает, что в будущем можно ожидать лишь небольшой рост спроса на газ.
По ее мнению, мы вступаем в «эпоху перепроизводства». Она называет месторождение Бованенково, которое может давать до 70-80 млрд куб. м в год. «Вся инфраструктура уже построена, – отмечает она, - поэтому в будущем нет необходимости в дополнительных инвестициях».
Помимо этого, отмечает она, «НОВАТЭК» к 2020 г. будет добывать еще 60 млрд куб. м в год, "Роснефть" увеличит добычу до 40 млрд куб. м к 2020 г., а добыча попутного газа будет осуществляться вертикально интегрированными нефтяными компаниями, а это еще по меньшей мере 15 куб. м или даже больше.
Поэтому Митрова полагает, что такие объемы добычи приводят к падению цен на рынке, при этом количество рынков экспорта весьма ограничено.
По ее мнению, рост добычи «Роснефти» и «НОВАТЭКа» привели к росту конкуренции с «Газпромом». По ее словам, на эти компании уже в 2013 г. приходилось 30% всего российского газа. В 2014 г. они поставляли на российский рынок почти 50% внутренних поставок газа. Кроме того, Митрова отмечает, что сложившаяся ситуация значительно отличается от того, что было раньше, когда «Газпром» доминировал на рынке, даже несмотря на то, что компания сохраняет эксклюзивные права на внутренний рынок.
Процесс увеличения доли независимых компаний на рынке начался в 2009 г., а теперь эти компании завоевывают региональные рынки, предлагая значительные скидки, иногда до 5-10% от регулируемой цены, в то время как «Газпром» обязан продавать по регулируемой цене.
По словам Митровой, на российском внутреннем рынке много конфликтов и дисбалансов в отношении доступа независимых компаний к газопроводам, ПХГ и т. д., в то время как «Газпром» платит более высокие налоги и продает по регулируемой цене, при этом ему необходимо делать крупные инвестиции.
При этом Митрова отмечает, что российский газовый рынок сохранит статус-кво или претерпит небольшие изменения в ближайшее время.