Война региональных вертикалей

3 июня 2015, 00:00
Сегодня депутаты горсовета Петрозаводска попытаются отправить в досрочную отставку оппозиционного мэра столицы Карелии Галину Ширшину. На прошлой неделе своей должности решением местных парламентариев лишился градоначальник Великого Новгорода Юрий Бобрышев. Этому предшествовала борьба главы муниципалитета с региональны

В повестку дня сессии Петросовета на 3 июня включен пункт о признании неудовлетворительной работы главы города Галины Ширшиной – она была избрана на всенародных выборах при поддержке партии «Яблоко». Также депутаты из «Единой России» могут инициировать ее отрешение от должности. О том, что между г-жой Ширшиной и карельским губернатором Александром Худилайненом идет затяжное противостояние, почти ни для кого в республике не секрет. Региональная власть даже ввела против столицы субъекта финансовые санкции: из дорожного фонда муниципалитету в этом году не было выделено ни рубля. При этом, как заявила мэр, это является вопиющей несправедливостью, так как на долю Петрозаводска приходится 51% уплачиваемого жителями-автовладельцами транспортного налога. С другой стороны, за последние месяцы в Карелии сторонниками Ширшиной было организовано несколько крупных митингов с требованием отставки губернатора.

Судя по всему, власть Петрозаводска рискует повторить судьбу мэра Великого Новгорода. В конце мая Юрий Бобрышев, работой которого был недоволен губернатор Сергей Митин, был отправлен в отставку – несмотря на то, что избирался на прямых выборах и даже при поддержке «Единой России». По мнению депутатов, выступивших с инициативой объявить импичмент градоначальнику, г-н Бобрышев в течение «длительного времени не исполнял должным образом своих обязанностей». Главные пункты выдвинутых обвинений: недостаточное обеспечение жильем детей-сирот, затягивание строительства второй очереди полигона твердых бытовых отходов и разработки единого проекта организации дорожного движения, плохое управление муниципальным имуществом. В принципе, подобные претензии можно предъявить почти любому российскому мэру. Очевидно, решающим аргументом стало все же нежелание или неумение Бобрышева найти общий язык с губернатором.

Тем временем по стране продолжается кампания по ликвидации очагов местной демократии. За последний месяц прямые выборы мэров были запрещены в Благовещенске, Ярославле, Сочи, Омске, целом ряде муниципалитетов Новосибирской области. Интересная ситуация сложилась в Красноярске: краевые парламентарии отменили выборы, однако депутаты горсовета отказались вносить соответствующую поправку в устав города. Ареной борьбы городских властей с областными управленцами стал и Екатеринбург. В местных СМИ даже появились сообщения о грядущей отставке главы Свердловской области Евгения Куйвашева по причине того, что он не смог выстроить рабочий процесс с мэром Евгением Ройзманом.

«Назначаемые главы городов имеют меньше желания отстаивать интересы жителей территории и больше думают, как угодить губернатору», – отмечает в беседе с «НИ» первый зампредседателя комитета Госдумы по региональной политике Иван Абрамов (ЛДПР). К тому же на такие посты стараются ставить «более слабых» кандидатов, добавляет он. Поэтому особенно заметны противоречия руководителей субъектов именно с теми мэрами, которые избраны все-таки всенародно, объясняет г-н Абрамов.

Однако это не означает, что все де-факто назначаемые губернаторами мэры навсегда сохраняют лояльность. Нередки случаи, когда они «отбиваются от рук» и начинают вести свою собственную игру. Просто в таком случае обычно конфликты носят менее демонстративный характер, так как градоначальники-назначенцы не проходят через сито конкурентных выборов и публичными политиками за редким исключениями не являются. При этом сити-менеджеры и главы регионов могут даже состоять в одной партии. «Здесь причина противоречий носит не политический, а экономический характер, – объясняет депутат Иван Абрамов. – Идет борьба за ресурсы. Ставится вопрос, кто будет распоряжаться имуществом региональной столицы, выделять землю и т.п. Естественно, каждый хочет сам. Ну, а побеждает обычно тот, кто сильнее. Как правило, это губернатор».

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский говорит в комментарии «НИ», что объявленная год назад реформа местного самоуправления отчасти помогает сглаживать противоречия между губернаторами и мэрами, но происходит это за счет жесткого встраивания местного самоуправления во властную вертикаль. В частности, у глав регионов стало больше возможностей для формирования комиссий при конкурсном отборе сити-менеджеров, они получили право отбирать у горадминистраций дополнительные полномочия. Но, несмотря на это, пространство для конфликта все еще остается, к тому же реформа не везде завершилась, обращает внимание эксперт.

Немаловажными отношения с мэрами столиц субъектов становятся для планирующих переизбраться на новый срок губернаторов. От этого зависит, насколько стабильной будет обстановка во время избирательной кампании. Из тех областей, где в сентябре пройдут губернаторские выборы, Ростислав Туровский выделяет в качестве «потенциально опасной» Архангельскую. Здесь губернатор Игорь Орлов не контролирует мэра Виктора Павленко. «В других регионах тоже есть свои нюансы, но конфликты не острые и в принципе устраняемые», – считает политолог. «Надо понимать, что городские власти все равно вынуждены «идти на поклон» к губернаторам, так как бюджетно от них зависимы», – полагает г-н Туровский.

Именно проблема с распределением полномочий между субъектами и муниципалитетами несет в себе риски для политической системы, убежден депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Ведь в случае войны между регионом и городом последний может лишиться ресурсов. Местным властям нужно отдать в распоряжение больше налогов и предоставить право самим решать, как распоряжаться деньгами, сказал парламентарий корреспонденту «НИ». «Сами по себе противоречия между мэрами и губернаторами чем-то отрицательным не являются. Это нормальная конкуренция. К тому же при условии честных выборов на всех уровнях избранный губернатор вынужден будет считаться с избранным мэром. И они еще подумают, стоит ли им начинать борьбу, если есть репутационные риски», – полагает г-н Гудков.

Еще одна проблема с местным самоуправлением – его двухголовая система. Из-за того, что жители постоянно путают полномочия главы города (которым во многих муниципалитетах формально считается спикер парламента) и главы администрации, вчера в Курске местные депутаты внесли изменения в устав, согласно которому с 2017 года будет ликвидирована должность главы горадминистрации. Руководить деятельностью городского собрания будет председатель, которого депутаты выберут из своего числа. На этом его полномочия закончатся. Глава города же, по новой схеме, возглавит исполнительную власть (горадминистрацию), он будет назначаться по результатам конкурса и утверждаться Курским горсобранием на пятилетний срок.

Директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров в комментарии «НИ» сказал, что основная причина борьбы мэров с губернаторами, особенно в не очень богатых областях, заключается в том, что большинство активов сконцентрировано в столице субъекта. При этом на уровне городов чиновники нередко преследуют свои коррупционные интересы, поэтому рецепт решения этой проблемы – в передаче больших полномочий депутатам представительных органов. Коллективные решения местных советов будут более независимы, а его члены крепче, чем главы исполнительной власти муниципалитета, привязаны «к земле».

Еще один способ погасить конфликты губернаторов и мэров, по мнению Георгия Федорова, заключается в том, чтобы федеральный центр оставлял больше денег в регионах, так как из-за ограниченности ресурсов и возникают противоречия. То есть сама российская бюджетная политика отчасти провоцирует конфликты на местах, которые, по мнению политолога, ослабляют политическую систему страны в целом.

#Мурманская область #Новости #Политика #Мэры #Региональные органы власти #Сергей Ежов
Подпишитесь