Демократическая партия во главе с премьер-министром Маттео Ренци победила на прошедших в воскресенье региональных выборах, получив больше всех голосов в пяти из семи регионов. Однако главным итогом выборов стало возрождение итальянских правых в лице Северной лиги, которая одержала победу на северо-востоке, в области Венето, и в союзе с партией Берлускони «Вперед Италия» – на северо-западе страны, в Лигурии. Кроме этого, у правых центристов в Италии, похоже, появился новый лидер – глава лиги Маттео Сальвини.
Призывы к борьбе с иммигрантами, которые чуть ли не ежедневно сотнями приплывают к итальянским берегам из Северной Африки, и критика властей ЕС, похоже, являются составляющими выигрышной формулы для выборов в Италии 2015 года. Именно их взяла на вооружение Северной лига. Ее, а не Ренци чаще всего называют подлинным победителем выборов. Следующим логичным шагом для Сальвини должно стать лидерство над правоцентристским блоком вместо Берлускони, погрязшего в многочисленных скандалах. Кстати, сам Сальвини в своих силах уверен и говорит о себе как о лидере итальянских правоцентристов.
Северная лига начинала как сепаратистская партия. Она требовала отделения севера Италии от остальной страны и создания «Государства Падания» (от названия реки По). Выборы 2015 года показали, что она окончательно превратилась в общенациональную партию, с которой необходимо считаться. Следует отметить, что Сальвини сумел выйти за рамки традиционного электората итальянских правых. Сейчас лига активно перехватывает электорат других партий, успешно наступая на пятки одновременно демократам Ренци и движению «Пять звезд» бывшего артиста-комика Беппе Грилло, прежде считавшегося безоговорочным лидером на поле избирателей, падких на популистские лозунги. Кстати, Грилло тоже неплохо «выступил». Его партия не победила ни в одном из регионов, но стала второй по числу голосов.
О больших успехах правых говорит высокий процент Северной лиги в Тоскане, которая всегда считалась бастионом левых. Достаточно вспомнить, что Маттео Ренци до того, как стать премьером, руководил Флоренцией, главным городом региона. В «левой» Тоскане Северная лига набрала 20% голосов. Маттео Сальвини назвал этот результат «сенсационным». «Наша работа начинается завтра, а для многих партий она заканчивается сегодня вечером», – заявил Сальвини на митинге перед своими сторонниками после объявления результатов выборов.
Несомненно, воскресные выборы показали и растущее недовольство Ренци среди левого крыла Демократической партии. Некоторые его представители пошли даже на публичные выпады против некоторых региональных кандидатов, поддерживаемых премьер-министром. Раскол среди демократов не сулит ему ничего хорошего. Ренци, напомним, пришел к власти в Италии после внутрипартийного переворота в прошлом году на волне обещаний реформировать страну. Многим, особенно за пределами страны, он и сейчас кажется единственным надежным итальянским лидером на фоне радикальных правых и левых политиков.
Однако результаты региональных выборов и успехи Северной лиги свидетельствуют и о более тревожном для будущего страны симптоме – растущем экономическом пессимизме итальянцев. Несмотря на то что после многих лет рецессии итальянская экономика в этом году показала незначительный рост, реформы буксуют, а жители страны, похоже, все больше устают ждать перемен к лучшему.
В целом же успех правых может свидетельствовать о существенной смене умонастроений итальянских избирателей. Под влиянием экономических проблем и наплыва мигрантов итальянцы постепенно «правеют». Если до парламентских выборов 2018 года нынешним властям страны не удастся решить эти две основные проблемы, Италия может преподнести большой сюрприз Европе, проголосовав за тех, к кому очень прохладно относятся в нынешнем европейском истеблишменте. Впрочем, для России это было бы неплохо: и Сальвини, и Грилло, не говоря уж о Берлускони, пользуются репутацией политиков, как минимум не злоупотребляющих своим правом критиковать политику Москвы.