Член Общественной комиссии при Минобрнауки Сергей Волков

26 мая 2015, 00:00
Вчера началась основная волна Единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Первыми испытуемыми стали абитуриенты, выбравшие для поступления литературу и географию. В этом году сдавать единый госэкзамен будут 725 тыс. человек, из них 650 тыс. – выпускники этого года. По традиции первый скандал вокруг ЕГЭ не заставил себя жда

– Сергей Владимирович, во время сдачи ЕГЭ чуть ли не в каждый бланк направлена камера видеонаблюдения, но ученики все равно умудряются списывать. Насколько оправданны и эффективны меры контроля за школьниками?

– Даже в аэропортах, где все, казалось бы, просвечивается, люди умудряются проносить на борт самолета запрещенные предметы. Все эти системы слежения, конечно, не идеальны. Но школьники, собираясь на экзамен, должны понимать, что, беря с собой какие-то шпаргалки, пусть и технически усовершенствованные, серьезно нарушают правила. И играть в игру «кто кого» совершенно бессмысленно. Пусть лучше учатся, чем изобретают гаджеты, которые будут проносить с собой на экзамен. Зачем люди идут на экзамен с тем, с чем идти нельзя? Чтобы обмануть. А мне желание обмануть не симпатично. Но если бы со списыванием не боролись с помощью различных камер и прочих способов слежения – это было бы массовым явлением. И мы помним, как это было в первые годы сдачи ЕГЭ. При этом нужно понимать: и сами школьники, и их родители будут очень недовольны, если кто-то из сдающих экзамен получит балл выше, потому что воспользовался какими-то неправомерными средствами. Ведь когда вы стоите в пробке, а вас объезжают по обочине – вы испытываете дикое раздражение. И думаете о том, что было бы неплохо поставить и на обочинах камеры слежения, а лучше гаишников, и тогда было бы гораздо меньше тех, кто нарушает. Потому что нарушать всегда будет много желающих.

– А какие санкции применяются к «нарушителям»?

– Наказание достаточно жесткое. Конечно, никого не расстреливают, но результаты экзамена аннулируются. Школьник удаляется с экзамена и лишается возможности его сдавать.

– Раньше школьники пользовались самостоятельно написанными шпаргалками, благодаря которым в голове знания все-таки оставались. Сейчас же складывается впечатление, что ЕГЭ сдают чуть ли не глядя, лишь бы поскорее отделаться. Почему так? Единый госэкзамен слишком сложный?

– Я не обобщал бы. Что значит «сейчас»? Всегда было по-разному. Одни сдавали бездумно, кто-то пользовался шпаргалками, кто-то – нет. И сейчас точно такая же ситуация. Те, кто хочет учиться, кто нацелен на результат, те и сдают экзамены с определенным настроем. Те, кому лишь бы отстреляться, – с другим. Но сейчас и экзаменов не так много, как было, например, в советское время. И подготовиться к ним вполне реально. Тем более сдать минимальную базу. В этом году, скажем, ЕГЭ по математике разделили на базовый и профильный уровень, чтобы можно было не всех подвергать тяжелому испытанию. На мой взгляд, на единый госэкзамен навешано слишком много различных страхов, мифов. Конечно, волнение есть. Особенно у ребят из глубинки, которые планируют поступать в столичные вузы или образовательные учреждения в больших городах. То есть они хотят изменить свою жизнь, получить шанс повысить социальный статус. Понятно, что «стоимость» этого экзамена велика, и понятно, почему люди идут на различные ухищрения. В том числе и психологические: дескать, когда в кармане есть шпаргалка, вроде спокойнее. Может, не воспользуюсь, но спокойнее. Это понятно и оправданно. Но в любых нервных ситуациях, если человек расслабляется, он достигает гораздо большего эффекта, чем если он начнет себя накручивать. Поэтому, возможно, даже лучше выдохнуть и немного расслабиться. Понять, что не все так страшно.

– ЕГЭ становится проще в плане заданий?

– Я бы так не сказал. Но в ЕГЭ будет последовательно убираться тестовая часть, чтобы экзамен был с меньшим количеством просто угаданных ответов.

– Вы сказали, что не так страшен ЕГЭ, как его представляют себе школьники. Тогда почему так часто пытаются взломать базу и украсть ответы?

– Потому что это в первую очередь доходный бизнес. Потому что есть целая армия тех, кто хочет купить ответы, чтобы получить более высокий балл. А потом с этим высоким результатом поступить в престижный вуз. Конечно, ответы на ЕГЭ – это товар, за который многие готовы платить. Поэтому нечестные люди будут продолжать пытаться этим торговать.

– Если предприняты такие обширные меры предотвращения списывания, почему спрос не уменьшается?

– Здесь действует больше психологический момент: сдача ЕГЭ – нервная ситуация, когда многие люди просто теряют адекватность.

– По вашим ощущениям, с годами стало меньше нарушений во время сдачи ЕГЭ?<>

– В прошлом году, очевидно, не было слива мошенниками в Интернет реальных заданий ЕГЭ, которые потом всплывали. То есть это смогли предотвратить. Как будет в этом году?– посмотрим.

#Общество #Новости #Образование #ЕГЭ 2023 #Школа #Елена Рыжова
Подпишитесь