Posted 24 мая 2015, 21:00
Published 24 мая 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:53
Updated 8 марта, 03:53
Валовый внешний долг Украины, который представляет собой все совокупные долговые обязательства как государства в целом, так и компаний и банков независимо от форм собственности на начало 2015 года, по данным Нацбанка, составил 126,3 млрд. долларов. Что уже превышает 90% ВВП страны за 2014 год. А поскольку в 2015-м экономика продолжает падать, а задолженность – расти, некоторые независимые эксперты утверждают, что суммарный внешний долг Украины уже достиг 100% ВВП.
В столь печальной ситуации на прошлой неделе Верховная Рада Украины сразу в окончательном чтении приняла внесенный правительством законопроект, который предоставляет правительству право «приостанавливать выплаты по некоторым внешним обязательствам». Соответствующие поправки уже внесены в бюджет и будут действовать ориентировочно до 1 июня 2016 года.
По замыслу законотворцев, этот мораторий нацелен на защиту активов государства в случае исков со стороны «недобросовестных» кредиторов. Потому что, как говорится на сайте правительства, «Украина, находится в тяжелой экономической ситуации, и вопрос выплаты международных долговых обязательств – это вопрос справедливости». Украинский премьер-министр Арсений Яценюк пояснил, что мораторий на долговые выплаты будет касаться только частных кредиторов. Это уточнение породило новый конфликт в и без того сложных российско-украинских отношениях, поскольку Киев считает попадающим под действие принятого закона кредит, предоставленный Россией в 2013 году (еще при режиме Виктора Януковича), путем покупки украинских евробондов на общую сумму в 3 млрд. долларов.
Министр финансов Украины Наталья Яресько заявила, что реструктуризация евробондов, купленных Россией, относится к механизмам Лондонского клуба, который объединяет частных кредиторов, а не Парижского, созданного для государственных кредиторов. Москва же настаивает на том, что Россия выступала как государство-кредитор, а значит ожидает возврата вложенных средств в декабре текущего 2015 года, как и оговаривалось в условиях.
Российский премьер-министр Дмитрий Медведев уже заявил, что в случае окончательного отказа со стороны Киева выплачивать свои задолженности Москва займет «максимально жесткую позицию и будет отстаивать свои национальные интересы». А президент РФ Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства отметил, что Россия могла бы потребовать досрочного погашения долга, но не делает этого по просьбе Киева и Международного валютного фонда.
Кроме того, по мнению российских властей, принятое решение Верховной Рады, по сути, свидетельствует о фактическом дефолте страны. «Преддефолтное состояние украинской экономики не вызывает сомнений, – сказала «НИ» завкафедрой внешнеполитической деятельности РАНХиГС Ольга Абрамова. – Об этом свидетельствуют все украинские макроэкономические показатели, а также стремительно сокращающийся товарооборот с Россией».
В то же время эксперты не берутся оценивать вероятность получения Россией причитающегося ей долга. «Мораторий не означает полный отказ от выплат, – заметила Ольга Абрамова. – Это может решиться путем переговоров и обсуждений. Но сами эти переговоры без соответствующих политических решений, в том числе и со стороны ЕС, рискуют затянуться на долгое время». Действительно, пока страна ведет переговоры с кредиторами, фактически она не считается банкротом. Отметим, что Россия является вторым самым крупным кредитором Украины, а крупнейшему держателю украинского госдолга Украины – американскому инвестфонду Franklin Templeton – принадлежат госбумаги примерно на 4 млрд. долларов.
Между тем в настоящий момент в Киеве работает миссия МВФ, которая должна принять решение о предоставлении второго транша финансовой помощи по программе расширенного финансирования. МВФ рекомендовал украинскому правительству уладить разногласия с частными инвесторами не позднее середины июня, а без этого решение о помощи не может быть принято, как невозможна и стабилизация ситуации в стране. Так что эксперты оценивают принятый законопроект еще и как инструмент давления на кредиторов – либо вы соглашаетесь на наши условия, либо мы объявляем себя банкротом, и тогда вы совсем ничего не получите. Арсений Яценюк считает, что реструктуризация долга в ближайшие четыре года даст возможность уменьшить нагрузку на украинское государство на 15 млрд. долларов, то есть кредиторы могут недосчитаться примерно трети своих вложений. Со своей стороны, министр финансов РФ Антон Силуанов ранее заявил, что Россия не даст согласия ни на какую реструктуризацию украинского долга.