– Как закон о «нежелательных организациях» может отразиться на деятельности иностранных компаний в нашей стране?
– Этот закон будет касаться только тех организаций, которые будут признаны нежелательными. Не удивляйтесь, что этот закон вносит изменения в так называемый «закон Димы Яковлева», или «Антимагнитский закон». Тем самым нам парламентарии показывают, что речь идет именно об антисанкционном законе или об ответе на санкции, которые предприняты США и некоторыми другими странами в отношении России. Я надеюсь, что как только санкции будут сняты Америкой и странами Европы (там ведь тоже есть список нежелательных российских организаций), то и этот закон уйдет в прошлое.
– Если это всего лишь антисанкционный закон, то почему уже сейчас бьют тревогу, например, в «Гринпис России»?
– А почему вы не думаете, что это может коснуться представительства «Кока-Колы» в России?
– Наверное, потому, что, скажем, похожий на закон о нежелательных организациях закон об НКО напрямую касается правозащитных и антикоррупционных организаций.
– Я понимаю вашу логику. Но, исходя из нее, как раз нужно сделать простую вещь: нужно закон об «иностранных агентах» отменить. Поскольку если организация становится «иностранным агентом» потому, что она получает деньги от нежелательных иностранных организаций, то самое простое – запретить деятельность этих организаций. Таким образом, они не могут переводить деньги российским НКО. Следовательно, сама по себе проблема «иностранных агентов» автоматически отпадает.
– А зачем вообще тогда понадобился этот закон, если уже есть закон об «иностранных агентах»? Разве они не дублируют друг друга в какой-то степени?
– Нет, они друг друга не повторяют, но с появлением закона о нежелательных организациях, закон об «иностранных агентах» становится бессмысленным. Поэтому, на мой взгляд, его необходимо признать утратившим силу.
– На ваш взгляд, насколько корректна с юридической точки зрения формулировка «нежелательная организация»?
– Есть масса стран, которые объявили нежелательными различные российские организации. Мы в данном случае делаем абсолютно зеркально. Мы точно так же создаем правовую базу для того, чтобы объявить какие-то организации нежелательными на территории РФ.
– Каким образом и по каким признакам могут выявляться организации, подрывающие конституционный строй России или влияющие на обороноспособность нашей страны?
– Думаю, все будет зависеть от правоприменения. Поэтому очень важно, чтобы была создана специальная группа по мониторингу правоприменения. Если такую группу не создаст наш парламент, то ее создадим мы в СПЧ. Потому что здесь важно понять, как будет складываться практика, и вовремя ее скорректировать, если она пойдет не туда.