Posted 20 мая 2015, 21:00

Published 20 мая 2015, 21:00

Modified 8 марта, 03:54

Updated 8 марта, 03:54

Коктейль «Прокрутка»

20 мая 2015, 21:00
Вчера нижняя палата российского парламента одобрила в первом чтении президентские поправки в федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Документом предполагается создание межведомственной системы контроля при размещении и выполнении заказов. По мнению депутатов, изменения позволят ликвидировать нецелевое и

Законопроект в Госдуме представляла замминистра обороны РФ Татьяна Шевцова. Она пояснила, что на данный момент эффективных мер контроля за оборонзаказом не предусмотрено. По этой причине использование средств носит непрозрачный характер. После того как выделяемые Минобороны бюджетные деньги попадают на счета предприятий, они смешиваются с коммерческими и дальше отследить их целевое назначение невозможно, посетовала г-жа Шевцова.

Новым законом предлагается создать институт уполномоченных банков, которые через специальные счета будут осуществлять сопровождение расчетов между всеми участниками процесса оборонного заказа. «При этом многие операции по спецсчетам будут запрещены, и у менеджеров оборонных предприятий не останется возможности покупать ценные бумаги, давать займы, выводить средства в офшоры», – пояснила член комитета ГД по обороне Светлана Савицкая. Следить за контрактами в рамках своих полномочий будут Минобороны, ФАС, Росфинмониторинг и Банк России.

Рассматриваемый закон крайне необходим для страны, и принять его следовало уже давно, заявил депутат Александр Шерин (ЛДПР). При этом он призвал использовать для работы со спецсчетами только крупные банки с государственных участием: «А то получится так, у какого-нибудь банка отзовут лицензию – и все бюджетные деньги пропадут». Об этом же сказала и Светлана Савицкая, по мнению которой необходимо убрать потенциально коррупциогенные нормы, позволяющие Центробанку включать в систему уполномоченных те банки, с которыми у него «хорошие отношения». В действующей редакции для получения статуса уполномоченного банку необходимо одновременно иметь собственные средства (капитал) в размере не менее 100 млрд. рублей. Замминистра обороны пообещала подумать над более детальными критериями.

В целом парламентарии единодушно приветствовали проект. Так, первый зампред комитета по обороне Андрей Красов («ЕР») выразил уверенность, что принятие новых норм позволит покончить с практикой неоправданного повышения цен в процессе выполнения заказов. Но было высказано и несколько замечаний. Так, коммунист Виктор Коломейцев выразил сомнение в необходимости создавать отдельные спецсчета при закупке каждого изделия, так как это приведет к «вороху бумажек». К тому же, по подсчетам его коллег по фракции, всего на сегодняшний день будет необходимо создать около 500 тыс. новых счетов, что обойдется госбюджету в 1 млрд. рублей.

Иван Абрамов из ЛДПР обратил внимание на предусмотренную частоту плановых ведомственных проверок предприятий: раз в три года. При этом срок давности по нарушениям в сфере оборонзаказа также составляет три года, отметил депутат. «Получается, в первый год можно нарушать безнаказанно», – предположил г-н Абрамов. Во всяком случае, если речь идет не об уголовном составе преступления.

В завершении обсуждения Татьяна Шевцова пообещала, что законопроект ко второму чтению будет доработан, но при этом не изменит своей жесткой концепции. Председатель комитета ГД по промышленности Сергей Собко из фракции КПРФ со своей стороны призвал распространить данную схему контроля не только в сфере оборонного заказа, но и на все госкорпорации, что позволит ликвидировать схемы увода бюджетных средств «налево».

Подпишитесь