Posted 19 мая 2015, 21:00

Published 19 мая 2015, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

Рано расслабляться

19 мая 2015, 21:00
В последние недели из уст высокопоставленных чиновников все чаще звучат оптимистичные уверения в том, что российская экономика стабилизируется, подкрепляемая статистическими данными. Эксперты сомневаются, так ли обоснованы эти ожидания, и настоятельно советуют россиянам не расслабляться. Ведь экономика горазда на сюрпр

Конечно, российская экономика несколько оправилась от потрясений последних месяцев 2014 года – шокового падения цен на нефть, обвала рубля, взлетом инфляции, особенно на продукты питания. Однако и признаков кого-то оживления в экономике пока что-то не наблюдается. Поэтому естественно возникает вопрос: куда качнется вектор экономического развития в ближайшее время – в сторону спада или подъема?

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев, выступая на вчерашнем заседании Экономического клуба ФБК, заметил, что, несмотря на некоторое замедление темпов инфляции, укрепление рубля, реальный сектор экономики все еще переживает тяжелый период. Так, за первый квартал 2015 года ВВП упал на 1,9%, промышленность – на 0,4%, инвестиции в основной капитал – на 6%, а торговля – на 6,7%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост на 3,5% был зафиксирован только в сельском хозяйстве, в основном за счет увеличения производства мяса птицы и свинины, а также роста импорта молочных продуктов, использующихся в качестве ингредиентов в производстве сыров и сырных продуктов.

Руководитель Центра исследований экономической политики МГУ Олег Буклемишев со своей стороны заметил, что инвестиционный кризис становится не просто хроническим, но и приобретает совершенно новый характер. Самая плохая новость в том, что восполнить текущий провал инвестиций будет просто невозможно. Усугубляет ситуацию, по мнению эксперта, тот факт, что до сих пор не понятно, как, собственно, власти планируют бороться с этим кризисом. «Нет ни одной предпосылки, почему частный бизнес должен вдруг поверить в оптимизм властей и начать вкладывать в экономику деньги», – пояснил свою мысль Буклемишев. Кроме того, он считает, что в этих широко звучащих оптимистичных заявлениях чиновников кроется опасность и для них самих. Успокаивая население, (что, по сути, входит в их должностные обязанности), они таким образом успокаивают и самих себя. А это создает у всех опасную иллюзию, что, дескать, все само рассосется, и экономика как-нибудь приспособится.

Экономика и население действительно адаптируется, отметил в свою очередь заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер, но «кривым и вредным способом». И лучше всего это отражается на рынке труда, где технически не попадающие под учет безработицы работники, которым урезают зарплаты или часы занятости, создают так называемые «плохие рабочие места» с низкой производительностью. Люди вспоминают принцип: «работаю так, как мне платят». «Россияне в нулевых привыкли к стабильно улучшающемуся благосостоянию, поэтому нынешняя ситуация рискует породить глубокий социальный кризис», – опасается эксперт.

А руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра» Марина Красильникова заметила, что, по данным исследований настроения населения, для них еще не закончился кризис 2008 года. И небольшие всплески позитива, которые были зафиксированы за последние 5–6 лет, не имеют длительного эффекта. Так, воодушевление в результате присоединения Крыма весной прошлого года хватило ненадолго – лишь где-то до осени 2014 года. Сейчас срабатывает сезонный фактор – прошла весна и близится лето, и россияне демонстрируют готовность подождать лучших времен. Но это состояние не продлится долго, считает эксперт. По ее словам, на настроение людей влияют вполне конкретные социально- экономические факторы: уровень потребления и доходов, уровень рождаемости и смертности. Показательно в связи с этим, что в первом квартале 2015 года впервые за долгое время было зафиксирована чистая убыль населения, то есть превышение числа смертей над количеством родившихся.

По мнению Игоря Николаева, для восстановления российской экономики к 2018 году необходимо реализация трех основных фактор: отскок цен на нефть к уровню свыше 100 долларов за баррель, быстрые и эффективные структурные реформы, и отмена санкций. Но пока, по мнению эксперта, ни один из трех пунктов не выглядит реальным для воплощения. Нефтяные цены вроде бы стабилизировались на уровне 60–70 долларов за баррель. Но при таких ценах за 2016–2017 годы для балансировки бюджета рискует быть потрачен весь Резервный Фонд. Для структурных реформ нужно время, и даже если они будут проведены сейчас, результат от них будет заметен только через несколько лет. А санкционный вопрос находится практически вне сферы российского влияния.

Вывод из этого эксперты делают неутешительный: экономическому кризису в России уготована долгая жизнь.

Подпишитесь