Posted 18 мая 2015, 21:00
Published 18 мая 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:56
Updated 8 марта, 03:56
– Пан Властимил, уже знаете о триумфе «Зенита»?
– Да. Искренне хочу поздравить своих бывших одноклубников с завоеванием очередного трофея. Частичка моей души навсегда осталась в Санкт-Петербурге. Я очень люблю Россию и ваших людей. Также мне по-прежнему не безразличен российский футбол. И, тем не менее, в этот праздничный день позволю себе взглянуть на вопрос немного шире.
– Давайте!
– В «Зените» собраны дорогостоящие иностранные футболисты. Лучшие из лучших. По составу моя бывшая команда не имеет себе равных в вашей стране. Однако лично мне бы очень хотелось видеть на поле молодых российских игроков, причем именно местных, питерских. Считаю, так будет правильнее. Увы, сегодня о подобной стратегии остается только мечтать.
– Но «Зенит» стал чемпионом по праву?
– В этом нет никаких сомнений. Учитывая колоссальные возможности клуба, другого результата ждать не приходилось. Думаю, для «Зенита» такое чемпионство – очень хорошо, но для всей России – плохо.
– Что вы имеете в виду?
– Вот смотрите: несколько лет назад сразу семь-восемь игроков представляли Питер в национальной сборной. Сейчас же в главную команду страны на регулярной основе призываются единицы – Игорь Смольников, Юрий Лодыгин и Олег Шатов. А лучший бомбардир в истории российского футбола Александр Кержаков безнадежно увяз на скамейке запасных. Это просто катастрофа для России! А кто будет играть за сборную на домашнем чемпионате мира 2018 года?!
– Согласен с вами, кадровый вопрос у нас стоит особенно остро. Как быть?
– Выращивать молодежь и не стесняться ей доверять. Отличную поросль подготовил в зенитовском фарм-клубе Влад Радимов. Почему ей не предоставляют шанс? Юниоры должны иметь право на ошибку. Признаюсь, мне больно видеть, как «Зенит» год за годом останавливается в Лиге чемпионов на групповом этапе. Хотя этот турнир, словно лакмусовая бумажка, служит в том числе проверкой истинных умений футболистов.
– В России главным виновником неудачных выступлений сборной считается ее наставник Фабио Капелло. Все шишки сыплются на него, а не на игроков.
– Ха-ха-ха. В условиях крайне ограниченного выбора исполнителей работать ему очень тяжело. Послушайте, не сам же итальянец выходит на поле! Разве многие ваши сборники являются лидерами своих клубных команд? К огромному сожалению, нет. Их места заняты иностранцами. При этом я убежден: тренеры, прибывшие на работу из-за рубежа, обязаны говорить на русском. Когда не существует прямой коммуникации между наставником и подопечными, это становится огромной проблемой. Переводчику не под силу донести весь смысл сказанного, уловить интонации, применить специальные термины. В итоге суть размывается. К тому же необходимо понимать образ мышления русских ребят, их отношение к футболу и жизни... Без знания языка это становится невозможно.
– Вам не обидно, что «Зенит» вашей эпохи не мог позволить себе купить легионеров калибра Халка, Данни и Витселя?
– Абсолютно. Я был счастлив возможности поработать с молодыми и очень талантливыми игроками. Да, зенитовские иностранцы той поры существенно уступали в классе нынешним. Однако погоду в моем «Зените» делали именно русские ребята – Кержаков, Андрей Аршавин, Игорь Денисов... Вскоре все они стали безусловными лидерами сборной России. Убежден, мы и тогда добились многого. «Серебро» премьер-лиги и выход в четвертьфинал Кубка УЕФА явились для той команды серьезным достижением, этаким плацдармом для дальнейших успехов. Кстати, как и сегодняшний «Зенит», в сезоне-2005/06 мы уступили дорогу в 1/2 финала испанской «Севилье».
– Вы дебютировали в России в далеком уже 2003 году. Уровень нашего первенства сильно вырос за прошедшее время?
– На самом деле я бы так не сказал. Конечно, все течет, все меняется. Любой вид спорта стремится к беспрерывному развитию. Жизнь вообще не стоит на месте. Как я уже сказал, ресурсы тогдашнего и сегодняшнего «Зенита» не сопоставимы. Но предлагаю прибегнуть к сравнению. В 2003 году у нас было больше быстрых, мобильных и техничных игроков. Та молодая команда нравилась публике своей бесшабашностью, здоровой наглостью в атаке. Нынешним же составом, знаю, болельщики бывают недовольны. Порой в действиях игроков присутствует излишний академизм. Что до меня, то мне не нравится игра Халка. Бразилец – ярко выраженный индивидуалист, играет на себя, а не на команду. Но футбол – командный вид спорта. Все здесь должно быть подчинено интересам коллектива. Иностранные игроки приезжают в Россию зарабатывать деньги. Ничто другое их просто не интересует. Так какой отдачи можно ждать?
– Однако и ведущие клубы Европы напичканы зарубежными звездами...
– Далеко не все. Взять «Барселону», которая в воскресенье оформила чемпионский титул в Испании и совсем скоро сыграет в финале Лиги чемпионов. В первую очередь там ориентируются на выпускников собственной академии. И усиливаются точечно.
– Проблемы чешского футбола схожи с российскими?
– Денег здесь меньше, и, следовательно, лига не перенасыщена иностранцами. Что в Чехии, что в России нужно ориентироваться на доморощенных футболистов и брать чужих, только если они действительно на голову сильнее. Также важно соблюдать разумный баланс между своими и «варягами». Выбрасывать деньги на ветер, покупая слабых легионеров, – очень плохая философия.
– Как-то вы заметили, что наши первенства примерно равны по силам...
– Если сравнивать только ведущие клубы двух стран, скажем, пражскую «Спарту» и пльзеньскую «Викторию» с «Зенитом» и ЦСКА, то да, так и есть. Каждый из этой четверки способен выиграть у каждого. Однако вся лига целиком в России, безусловно, сильнее. В Чехии налицо серьезное расслоение, настоящая пропасть между «богачами» и всеми остальными. Ваш чемпионат более ровный, трудный и интересный. Интрига в нем имеется на всех этажах турнирной таблицы, чего не скажешь о чешском.
– Вернемся к «Зениту». В нынешнем клубе остались люди, с которыми вам довелось поработать?
– Среди игроков это ветераны – Кержаков, Аршавин, вратарь Вячеслав Малафеев, защитник Александр Анюков. В ходе недавних матчей против «Севильи» я внимательно разглядывал тренерскую скамейку. Доктор и массажисты тоже остались прежние.
– А в Санкт-Петербург приезжаете?
– Давненько уже не был. Что поделать – работа. У меня большая загрузка во «Влашиме». И мне нравится! В этой команде я вновь получил возможность заниматься любимым делом: воспитывать молодых игроков. Пытаюсь развивать у них скоростные качества. С медленными трудиться не интересно. Кстати, сразу шесть наших футболистов ушли на повышение в ведущие клубы страны. Это очень хороший показатель.
– За границу вас больше не зовут?
– Предложения периодически поступают. Например, из Китая и Казахстана. Однако я давно принял решение: если вновь уезжать, то только в Россию. Я очарован вашей древней культурой, архитектурой Питера и добротой русских людей.