Экономика России проходит период адаптации к новым условиям, заявил президент. Владимир Путин отметил, что страна не будет заниматься огульным замещением импорта, но есть вещи, которые Россия может делать сама. При этом президент признал, что санкции осложнили доступ к рынкам внешнего финансирования, из-за чего российские компании недополучили около 160 млрд. долларов. Между тем они только в 2014 году должны были погасить долги на общую сумму примерно в 130 млрд. долларов.
Независимые эксперты полагают, что измерять ущерб от санкций подсчетом лишь сумм, недополученных страной на внешних рынках капитала, – большое упрощение.
«Спасая российскую банковскую систему от последствий санкций, правительство уже предоставило ей 2 трлн. рублей. Эти деньги тоже нужно записать в ущерб. Сюда же можно добавить объем обязательств санируемых банков. Остальной ущерб сосчитать пока вообще не представляется возможным: сокращение импорта, рост цен, безработица, сокращение производства товаров и услуг – совокупно это все выражается в цифрах падения ВВП, который, по прогнозам, составит от 3 до 7 процентов», – сказал «НИ» управляющий партнер инвестиционной компании «Неокон» Денис Ракша.
А преподаватель РАНХиГС Владислав Гинько в беседе с «НИ» предложил не драматизировать ситуацию: «Конечно, названные президентом 160 млрд. долларов ущерба – это существенная сумма, но для российской экономики некритичная. Здесь больше потеряли те иностранные компании, которые не смогли инвестировать в российскую экономику и на этом заработать».
Павел Щипанов, руководитель аналитического отдела Romanov Capital, отметил, что наиболее болезненно введение зарубежных санкций сказалось на российских банках и крупных компаниях, имевших возможность получать кредитное финансирование по сверхнизким процентным ставкам. Ведь в США процентная ставка составляет до 0,25%, а в еврозоне – 0,05%. «В свою очередь, введение ответных санкций со стороны Российской Федерации негативно сказалось на предприятиях, поставляющих и продающих продукты и другие товары из-за границы», – сказал эксперт «НИ».