Земля задрожала под ногами людей в 12.39 по местному времени. Жители Катманду и других городов выбегали на улицы и в ужасе смотрели, как их дома превращаются в груды обломков и поднимают громадные тучи пыли. По дорогам и крепостным стенам пробежали трещины шириной до нескольких десятков сантиметров.
Сейсмостанции Геологической службы США зафиксировали землетрясение силой 7,8 по шкале Рихтера. За основным ударом последовали еще как минимум 12 толчков, сила одного из которых составила 6,6 балла. Дрожь продолжалась меньше минуты, но этого хватило, чтобы причинить огромные разрушения. Большинство непальцев провели вторую половину субботы и всю ночь на воскресенье на улицах, боясь возвращаться в дома из-за повторных толчков. Самым многолюдным местом в Катманду была площадь, на которой происходят парады и другие торжества. По состоянию на середину воскресного дня, согласно данным МВД Непала, число жертв разгула стихии в Катманду и долине превысило 2200 человек, а раненых перевалило за 5 тысяч. Данные, конечно, неполные. Они продолжают расти по мере разбора завалов.
Во многих районах непальской столицы сейчас с перебоями работает связь. В быстро растущем городе проблема нехватки воды ощущалась и без землетрясения. Сейчас в магазинах повсеместно не хватает бутилированной воды и продуктов. По мере постоянно растущего наплыва раненых все острее ощущается нехватка лекарств и перевязочных материалов в больницах, многие из которых тоже пострадали от землетрясения. Ситуация осложняется приближением сезона дождей.
Землетрясение нанесло сильнейший удар по инфраструктуре и особенно по туристическому бизнесу, причем как в долине Катманду, так и в горах, где совсем недавно начался сезон восхождений и где собрались сотни альпинистов со всех концов света, в том числе и из России. В горах землетрясение вызвало сход снежных лавин и селевых потоков. Погибли как минимум два десятка альпинистов, один из которых – топ-менеджер Google. По данным посольства РФ в Непале, погибших среди российских граждан нет, но дозвониться удалось еще не до всех альпинистов из нашей страны.
Известно, что десятки человек, среди которых было немало и иностранцев, погибли при обрушении построенной в 1832 году в Катманду 62-метровой смотровой башни Дхарахара, лишь совсем недавно открытой для посетителей. Из развалин башни только в субботу извлекли свыше 60 мертвых тел. Превратились по большей части в груды развалин и буддистские многоярусные храмы на знаменитых Дворцовых площадях в Катманду и других городах долины, в основном построенные из древесины и кирпичей без раствора. Стихия в значительной мере разрушила четыре из семи памятников, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стихия ударила, как всегда, внезапно и не вовремя. Непал еще не пришел в себя после политических потрясений, вызванных десятилетней гражданской войной с маоистскими повстанцами, свержения монархии и политической нестабильности. И все же субботнее землетрясение нельзя назвать полностью неожиданным. Сейсмологи прогнозировали мощный удар стихии на западе Непала, где уже давно накапливалось напряжение в месте столкновения тектонических плит, но не могли, конечно, назвать более-менее точной даты.
Индийская плита движется на север и давит на Евразийскую плиту, которая, напротив, движется в южном направлении. В результате столкновения плит, кстати, 40–50 млн. лет назад и образовались Гималаи. Не удивительно, что землетрясения в этом регионе не редкость. Самое сильное из недавних, произошедшее в 2005 году, унесло в Кашмире жизни более 80 тыс. человек. Самый разрушительный удар стихии в истории Непала был зафиксирован 15 января 1934 года. В результате Бихар-Непальского землетрясения погибли более 16 тыс. жителей горного королевства и Индии.
Непальцы знали о прогнозах и жили последние годы в страхе перед землетрясением. Больше всего опасались, конечно, разрушений и больших жертв, потому что в последние годы в Непале царил строительный бум, но строили быстро, не обращая особого внимания на безопасность и сейсмостойкость зданий и сооружений. Если можно так говорить, повезло, что землетрясение произошло в субботу, когда школы – в основном старые и слабые с точки зрения сейсмостойкости здания – были закрыты. Если бы дети были за партами, число жертв было бы намного больше, потому что большинство школ разрушены до основания.