Режиссерская интонация в этой гендерной трагикомедии окрашена и сарказмом, и иронией, и в общем-то печальным знанием природы человека. Который привык полагать, что он царь всего сущего, и напрочь позабыл о первобытных инстинктах. А они часто выходят наружу в неприглядном свете в моменты опасности или внезапного экстрима.
…Идеальная семья (папа, мама, дочка, сын) отдыхает на горнолыжном курорте во Французских Альпах. Все светлое время суток они слаженно осваивают трассы (выверенные красивые движения, блестящая экипировка), чтобы в изнеможении упасть на широкую семейную кровать в отеле ближе к вечеру. Кажется, что и во сне они продолжают кататься на лыжах. На ночь все семейство дружно чистит зубы электрощетками: родители и дети рядом, все отлажено, как механизм. Эта сцена, решенная с юмором, как многое здесь, также важна для понимания модели семьи как команды.
Идиллическая картинка постепенно развеется под влиянием нежданного аттракциона. Того самого, эффектного схода лавины, который все видели в трейлере фильма. Когда образцовый завтрак закончится бегством главы семейства, не забывшего в панике схватить со стола свой айфон и перчатки. Но, увы, под влиянием того самого первородного страха и инстинкта к самосохранению не успевшего подумать о жене и детях.
Дальше Рубен Эстлунд начинает играть с элементами триллера и психологической драмы, иллюстрируя не то «битву полов» в стиле Бергмана и Стриндберга, не то черный юмор под Альмодовара. Должно быть и страшно, и смешно, как бывает при просмотре многих роликов с ютуба, коему во многом обязан сценарий «Форс-мажора».
Супруги неизбежно начнут выяснять отношения: наедине друг с другом, со случайными знакомыми-соседями, при детях, вдруг ставших вспыльчивыми и плаксивыми. Сцены из супружеской жизни будут разбавлены остроумными диалогами посторонних лиц, уже «вовлеченных» в семью. И зритель начинает нервно хихикать под музыку Вивальди (кстати, иронически настроенный Эстлунд в своей зимней истории использовал «Летний концерт»), наблюдая, как на фоне роскошных альпийских пейзажей рушится «ячейка общества». Вообще, провокационный «Форс-мажор» весьма полезен для психологии отношений в неизбывной теме «мужское-женское».
Почему герой так поступил? Что есть трусость и позор? Какая «иная точка зрения жены» имеет право на существование? И почему курьез зачастую оборачивается конфликтом? И вдруг отчаянно рыжий сосед прав в своем нежелании ссориться с юной подружкой «по пустякам»? Но зачем она (любовница) так некстати вспомнила о его жене?
Комическое оборачивается драматическим и наоборот, как и в жизни. Желание все контролировать приводит к напряжению и еще большему отчуждению. А сказочно красивая природа вокруг, по мысли режиссера, намеренно контрастирует с неблаговидным поведением людей. Особенно близких друг другу. Можно считать «Форс-мажор» историей о том осадке, который наносит обида, причиненная близким человеком. Можно – о том, из какого сора растут всевозможные комплексы неполноценности. Но когда в туманной снежной дымке, в бескрайнем пространстве, детишки останутся на какое-то время одни, не хочется думать «поделом». Даже в отношении взрослых не стоит этого желать, будто вновь и вновь провоцирует зрителей скандинавский режиссер.