Басманный суд Москвы в среду удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста двух фигурантов дела об убийстве политика Бориса Немцова – Анзора Губашева и Хамзата Бахаева. Срок содержания подозреваемых продлен сразу на 4 месяца – в СИЗО они пробудут до 28 августа. Губашеву предъявлено обвинение по статье УК РФ «Убийство по найму», Бахаев обвиняется в соучастии в убийстве политика. Отдельные источники со ссылкой на материалы дела ранее заявляли, что именно Анзор Губашев в ночь убийства был за рулем машины, в которую после совершения преступления запрыгнул предполагаемый киллер Заур Дадаев. Что касается Бахаева, то накануне в суде его адвокат заявил о наличии алиби у своего клиента. Добавим, что ходатайства следствия об аресте самого Дадаева, а также еще двух фигурантов дела (Шадида Губашева и Тамерлана Эскерханова) будут рассмотрены судом в четверг и пятницу.
Кроме того, накануне Басманный суд перенес на 13 мая рассмотрение жалобы адвоката Заура Дадаева Евгения Губина на действия следственных органов. Напомним, адвокат Губин еще несколько недель назад заключил соглашение с родственниками Дадаева о представлении его интересов во время следствия и в суде. Однако, по словам г-на Губина, следствие не допускает его ни к Дадаеву, находящемуся в СИЗО, ни к материалам дела об убийстве Немцова. В связи с этим адвокат подал жалобу в суд. Решение о переносе рассмотрения жалобы судья Валентина Левашова приняла, поскольку Заур Дадаев хочет лично участвовать в заседании и высказывать свое мнение, но накануне его не доставили из изолятора в суд.
По словам экспертов, такие действия следствия незаконны, так как никто не имеет права ограничивать общение адвоката с подзащитным. «В федеральном законе говорится, что адвокат имеет право посещать своего клиента в СИЗО или местах заключения, имея на руках лишь адвокатское удостоверение и ордер, который выписывает сам адвокат либо адвокатская коллегия. Во всех регионах это работает – за пределами столицы я свободно посещаю подзащитных в тюрьмах, имея только удостоверение и ордер, – рассказал «НИ» член международного союза адвокатов Теюб Шарифов. – В Москве же, чтобы посетить человека в СИЗО, адвокату требуется дополнительное разрешение от следственных органов или суда. Проблема обостряется, если дело политическое. Адвокатское сообщество уже много лет борется с этой проблемой, поступает много жалоб во ФСИН и в другие структуры, но подвижек пока нет».
По мнению эксперта, подобные действия следствия по «делу Немцова», когда адвоката не допускают к задержанному, могут косвенно свидетельствовать о том, что в ходе расследования возникли определенные проблемы. Он отмечает, что в деле много нестыковок. В частности, это свидетельства алиби ряда подозреваемых, показанные несколькими телеканалами, и отказ арестованных от признательных показаний.
«Опираясь на свою практику, могу предположить, что если суд над подозреваемыми будет вестись без присяжных, то, конечно, будет обвинительный приговор. Но если будет суд присяжных, некоторых обвиняемых могут оправдать. Возможно, в ходе следственных действий, если не будут найдены веские улики, кого-то из подозреваемых отпустят, чтобы успокоить защиту. Сначала изменят меру пресечения на подписку о невыезде, а потом могут снять обвинения. Но это будет нескоро – после получения результатов экспертиз, анализа телефонных звонков арестованных», – сказал г-н Шарифов.