Глава Госкомиссии по вопросам развития Арктики вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что огромный интерес к региону естественен, так как здесь добывается более 80% всего газа, разрабатываемого на территории России, и формируется порядка 15% ВВП и четверть от общего объема российского экспорта. При этом основной ошибкой, приведшей к отставанию в темпах развития региона, стало то, что долгое время Арктика рассматривалась исключительно как сырьевая периферия, считают эксперты.
Средств на амбициозный проект «покорения Арктики» в XXI веке потребуется немало – точнее, 222?млрд. рублей. Именно такую сумму озвучил Дмитрий Рогозин. Справедливости ради отметим, что члены госкомиссии, очевидно, решили продемонстрировать, что эти нешуточные средства они готовы не только просить из казны, но и изыскивать на рынке. Во всяком случае, в холле московской гостиницы «Украина», где проходило заседание, была развернута выставка под названием «Потенциал развития Арктической зоны Российской Федерации», в рамках которой демонстрировались различные инновационные инструменты для работы в Арктике на нефтеперерабатывающих предприятиях, в строительстве, при проведении спасательных операций в море и других областях. Машины и тяжелая арктическая техника были выставлены на всеобщее обозрение на открытой площадке рядом с гостиницей.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров назвал несколько наиболее перспективных арктических проектов, которые курирует его ведомство. Среди них – разработка редкоземельных металлов в Мурманской области на Хибинском месторождении, освоение залежей медно-никелевых руд на полуострове Таймыр.
Проблемным также является вопрос с обеспечением региона высокотехнологичной связью. В силу очевидных демографически-климатических причин этот проект малопривлекателен для инвесторов, отметил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. А государству, чтобы «поднять связь» на Крайнем Севере, потребуется 50 млрд. рублей.
Кроме того, активное промышленное развитие требует и расширения транспортной инфраструктуры Арктики. В первую очередь необходимо расширение флота для освоения шельфовых зон, где могут залегать значительные запасы полезных ископаемых. По заявлению Дениса Мантурова, его ведомство совместно с Росатомом и Минтрансом уже определило необходимый флот для поставленных целей и отечественные предприятия могут приступить к строительству в самое ближайшее время.
Этими обещаниями не удовлетворился известный политик и исследователь Арктики и Антарктики Артур Чилингаров. Он обратил внимание на то, что необходимо наладить авиатранспортное сообщение в регионе и разработать модели самолетов, более приспособленные к суровым климатическим условиям, чем те, что используются в настоящий момент.
В рамках обсуждения отдельного упоминания, естественно, удостоился Северный морской путь, который, по мнению экспертов, требуется популяризировать на мировой арене в качестве выгодного торгового маршрута между континентами. В качестве одной из мер по упрощению бюрократических проволочек замминистра транспорта Дмитрий Безделов назвал возможность со следующего года подавать заявки на проход судна по Северному морскому пути в электронном виде.
На госкомиссии прозвучала мысль о том, что кроме непосредственно экономического развития России требуется уделить внимание и социальному росту региона. Эксперты отметили, что другие страны, на чьей территории есть арктические зоны, развивают законодательство в соответствии с потребностями региона, в то время как в России законодательство в этом смысле очень отрывочно и архаично. А потому требует дальнейшего реформирования. Что в свою очередь может помочь и в притязаниях России на арктический шельф. Напомним, на шельфовые территории, потенциально богатые ресурсами, помимо РФ претендуют также еще Норвегия, Канада и США.