Posted 9 апреля 2015, 21:00

Published 9 апреля 2015, 21:00

Modified 8 марта, 03:49

Updated 8 марта, 03:49

Отсрочка Шрёдингера

9 апреля 2015, 21:00
Первокурсники магистратуры Московского энергетического института (НИУ МЭИ) в эти дни пишут обращения к властям и руководству вуза по поводу незаконного призыва в армию. Студенты, защитившие в прошлом году дипломы бакалавров, в феврале начали получать повестки в военкомат «для уточнения документов», а уже к концу апреля

Как рассказали «НИ» учащиеся магистратуры НИУ МЭИ, первые повестки начали приходить им в конце зимы. «Получили мы бакалавров, и нам предоставили выбор: идти на специалитет или в магистратуру. Я выбрал магистратуру. Осенний семестр спокойно отучились, а в феврале магистрантам начали приходить «письма счастья» из лефортовского военкомата. Приказано было явиться для уточнения документов воинского учета», – рассказал нам один из студентов, попросивший не называть его имени. «Мне и моему соседу это не понравилось, да и в общежитии начали уже тогда говорить, что забрать нас хотят по-серьезному», – подхватывает другой собеседник «НИ».

В военкомате молодым людям дали понять, что отсрочка, полученная ими при поступлении до 2016 года (на пять с половиной лет), «сгорела»: она предоставлялась студентам специалитета и стала недействительной, как только они были переведены в бакалавриат. Ребята возразили, что с самого начала учились на бакалавриате и, соответственно, могут рассчитывать на отсрочку на время магистратуры.

«Один из военкомов сказал, что вуз «накосячил», и вы все подлежите призыву. Затем дал слово офицера, что до конца семестра никто нас не заберет», – говорит «НИ» один из студентов. Правда, обещания, которые трудно назвать обнадеживающими, дали не всем: «Я нашел еще ребят с моего факультета с этой проблемой. В военкомате им сказали, что заберут в апреле или летом».

Явившись по повестке, студенты получили либо повторные вызовы «для уточнения документов», либо направления на анализы и медкомиссию. После медкомиссии некоторые студенты получили повестки на 23 апреля для отправки к месту службы.

Еще в феврале, получив первые повестки, юноши отправились за разъяснениями в военно-учетный стол вуза. Там подтвердили, что МЭИ ежегодно отправлял в военкомат справки, подтверждающие отсрочку для студентов специалитета – ведь именно на него ребята, по словам сотрудника военстола, и поступали. Он согласился, что отсрочку студенты утратили не по своей вине, но предложил им «радоваться, что закрыли хоть один семестр». По его словам, у вуза с военкоматом есть «устная договоренность», что до конца семестра отправлять в войска никого не будут.

Примерно то же самое рассказал «НИ» начальник военно-учетного стола МЭИ Анатолий Пономарев. «Они учились на специалитете, а потом защищали бакалаврский диплом и либо переходили на пятый курс, либо переводились на первый курс магистратуры. В 2010 году у нас еще не было аккредитации на бакалавриат. Мы не могли их туда зачислить», – заявил нам г-н Пономарев.

Отметим, что если верить старому свидетельству об аккредитации вуза, которое есть в распоряжении «НИ», образовательные программы бакалавриата были аккредитованы в МЭИ уже в 2006 году.

По словам г-на Пономарева, сделать с ситуацией ничего нельзя: «Они закончат учебный год, а потом будем думать. В течение семестра их не призовут, на этом мы стоим».

«Ректорат как-то и о чем-то договорился с военкоматом, не поставив никого в известность, и ни с одной из сторон нет никаких внятных объяснений», – говорит нам один из студентов. Впрочем, большинство студентов такое объяснение вполне удовлетворило – по словам собеседников «НИ», их однокашники «свято верили, что вся эта ситуация утрясется, и вуз договорится». Однако нашлись активисты, которые догадались раздобыть приказы о зачислении и тем самым убедиться, что формально поступали на специалитет.

Документы, сканы которых есть в распоряжении «НИ», запутали ситуацию еще больше. Так, в приказе о зачислении на факультет энергомашиностроения и механики студенты числятся обучающимися «по направлению бакалавриата Энергомашиностроение (140500) по специальности Котло- и Реакторостроение (140502)». То есть в документе содержатся сразу два числовых шифра из общероссийского классификатора, один из которых указывает на квалификацию «бакалавр», а второй – на квалификацию «специалист». Выходит, студенты пребывали в двух состояниях сразу – и с отсрочкой, и без нее, подобно коту из знаменитого мысленного эксперимента Эрвина Шрёдингера, связанного с квантовой суперпозицией.

В дирекции одного из факультетов студентам пояснили, что защита бакалаврского диплома была включена в программу специалитета – такое положение есть в приказе, который ввел многоуровневое высшее образование в МЭИ. Иначе говоря, из-за «гибридной» программы образования под ударом магистранты были уже давно – просто раньше военкоматам не было до них никакого дела.

И тем не менее, когда ребята показали приказы о зачислении сотрудникам военкомата, реакция, по их словам, была бурной: «Поднялась небольшая паника. Все кругом бегали, не могли понять, откуда этот документ, затем какая-то секретарша пришла и заявила, что эти ваши бумаги бесполезны». По словам другого студента, над потенциальными призывниками посмеялись, сказав, что внутривузовский приказ для военкомата ничего не значит.

В лефортовском военкомате «НИ» ситуацию по существу комментировать не стали, отметив, что в ней разбирается районная военная прокуратура. «Я выявил некоторые факты и обратился в прокуратуру по поводу законности. Определенные трудности есть, конечно, с этими студентами», – сказал «НИ» военный комиссар Артур Уланов. Ранее в пресс-службе Минобороны «НИ» заверили, что сам лефортовский военкомат действует в рамках закона.

«Если студенты поступили на обучение по программе подготовки специалистов, потом получили дипломы бакалавров и поступили в магистратуру, они не должны терять отсрочку. И если студенты обучались на бакалавриате, но ошибочно получили отсрочку на обучение в специалитете – они не должны лишаться отсрочки для обучения в магистратуре», – комментирует «НИ» юрист правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Арсений Левинсон.

По его словам, речь идет о «подмене реальных обстоятельств обучения студентов» со стороны силовиков: «Военкомат пытается использовать некую неопределенность против интересов студентов, лишая их права на получение образования». Правозащитник заявил «НИ», что попытки призвать студентов бывали и раньше, однако «в этом году мы видим еще большую атаку со стороны военкомата именно на студентов». Причиной тому может быть «специальный план на призывников с высшим образованием».

Военком Лефортово на вопрос «НИ» об увеличении плана призыва прямо отвечать не стал: вместо этого он заверил, что план рассчитывается «в зависимости от ресурсов», и считать его – «не задача военкомата».

Отметим, что заявление в прокуратуру в конце марта подали и студенты – под жалобой стоят подписи около 20 человек. Всего же потенциальных призывников приблизительно три сотни (в общежитии повестки получили 120 человек, точное число потенциальных призывников среди москвичей неизвестно). «Защита наших прав и попытки доказать, что законы должны работать, невероятно мешают обучению. Многие студенты начинают не успевать», – посетовал «НИ» один из студентов.

В ситуацию готов вмешаться уполномоченный по правам студентов Артем Хромов. «Мы с трудом прояснили основную часть проблем. Считаем, что попытки призвать в армию ребят противозаконны. Готовы будем помочь студентам обжаловать решение о призыве в суде», – заявил «НИ» студенческий омбудсмен.

Подпишитесь