Posted 7 апреля 2015, 21:00
Published 7 апреля 2015, 21:00
Modified 8 марта 2024, 03:51
Updated 8 марта 2024, 03:51
В настоящий момент Россия столкнулась в экономике с «идеальным штормом», который сложился в результате совмещения действия сразу нескольких отдельных кризисов. Что в значительной степени затрудняет поиски выхода, поскольку антикризисные меры в отношении каждого из них могут не просто плохо сочетаться, но и быть прямо противоположными друг другу. С такого заявления открыл конференцию ректор РАНХиГС Владимир Мау. По его словам, друг на друга наложились кризисы финансов и инвестиций, а также внешние шоки, в качестве которых в настоящий момент выступает падение цены нефти и экономические санкции. Он отметил, что если здраво оценивать сроки, в течение которых Россия достигнет показателей, сопоставимых с ведущими экономиками мира, построив новые экономические институты, то наиболее верной будет цифра в 40 лет.
Первый премьер-министр Игорь Шувалов согласился с тем, что это действительно может быть наиболее реалистичной оценкой из всех возможных. Хотя из этого и не следует, что все это время страна будет бороться с острыми кризисными явлениями.
Названный срок возможно сократить, если изменить стандарты образования, считает председатель правления Сбербанка и бывший министр экономразвития Герман Греф. Он настоятельно подчеркнул необходимость улучшений на всех уровнях образовательного процесса – от высших учебных заведений до дошкольных. По его словам, именно возраст до 7 лет является наиболее продуктивным для формирования необходимой базы знаний. Изменения в сфере образования важны для создания эффективной базы трудового капитала страны, полагает Греф.
Впрочем, ситуация на рынке труда России за последние 10–15 лет значительно улучшилась, хотя и сохраняет потенциал для дальнейшего развития. Такую точку зрения высказала директор Группы по борьбе с бедностью Всемирного банка Ана Ревенга. По ее оценке, в РФ вдвое увеличился размер среднего класса, который в общем объеме населения составил около 60%. Причем наиболее ценно в этой динамике то, что средний класс прирастал главным образом за счет бедных слоев населения. Впрочем, г-жа Ревенга признала, что для нашей страны актуальным остается вопрос подготовки кадров, обладающих конкретными прикладными навыками, с которым современное образование не справляется.
Своим прогнозом развития российской экономики с участниками конференции поделился бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин. «В период до 2018 года темпы роста будут только 1,5%, в лучшем случае 2%», – сказал он, добавив, что в настоящее время наблюдается стагнация экономики. Он отметил, что наибольшей потерей для России будет отставание в технологическом, техническом и военном плане: «Со стагнацией экономики мы получим отставание России как военной державы». Вместе с тем г-н Кудрин считает, что возможности для проведения качественных преобразований у России есть, несмотря на санкции.
На оптимистической ноте попытался закончить свое выступление и Игорь Шувалов. В ответ на часто звучащую критику властей об отсутствии у них внятной программы действий первый вице-премьер твердо заявил, что у правительства как раз есть четкое понимание единой стратегии экономического и социального развития страны.