Под эту картину, снятую в копродукции Австралии, Турции и США, была основана кинокомпания, а Кроу сыграл в фильме главную роль и даже написал слова песни, звучащей на финальных титрах.
«Стоит ли ради одного безутешного отца менять правила?» – прозвучит в фильме вопрос бюрократа, и в ответ будет реплика от турецкого майора Хасана (Йылмаз Эрдоган): «Он один приехал искать своих погибших сыновей».
Из австралийской глубинки в 1919 году фермер Джошуа Коннор (Рассел Кроу) отправляется в Турцию, чтобы разыскать могилы своих детей, пропавших без вести в битве при Галлиполи: жена хотела, чтобы сыновья были похоронены в освященной земле. Во флешбэках мы видим идиллические картинки, где отец растит трех мальчиков, учит тех находить под землей источники воды, прятаться от грозовой непогоды в условиях суровой австралийской природы. А на ночь он читает детям сказки «Тысячи и одной ночи» – будто предвидя, что Восток станет их последним пристанищем.
В пестром и шумном Стамбуле, центре Османской империи, так не похожем на величавые австралийские пейзажи, начинается отцовская одиссея.
Кстати, знаменитые турецкие базары снимали также в Австралии – в Турции было немного локаций для съемок.
Британские военные бюрократы, не разрешающие проезд в Галлиполи, где идет тяжелая работа по опознанию и захоронению тел, не остановят Джошуа.
Кроу играет отца, который в стремлении разыскать своих мальчиков, будто силой своей энергетики привлекает некие «третьи силы», почти мистические. Во сне он мечется, видит картины сражений, сыновей на поле битвы и тут же приникает к земле, как в поисках воды. А вдруг один из троих, попавший в плен, не убит, выжил? Вдруг отцовский инстинкт – самый лучший экстрасенс?
За лирическую линию, призванную подчеркнуть, что приземленный грубоватый фермер не разучился в горе замечать других, отвечает Ольга Куриленко. Бывшая наша соотечественница, родом из Бердянска, «девушка Бонда» и т.д., Куриленко здесь – красавица Айше. Турчанка-вдова, хозяйка отеля, где живет Коннор. К австралийцу привязывается ее десятилетний сын Орхан... Тандем стройной волоокой Куриленко и добродушного бородатого Кроу, в глазах которого сконцентрирован гуманизм всего мира, в сюжете работает не меньше, чем немногочисленные экшн-сцены.
Последние напоминают стиль Спилберга в его недавнем фильме «Боевой конь»: много рапида, замах на эпичность, хороший саунд. Элементы вестерна режиссер включает в сцене расстрела поезда, когда бывшим врагам-туркам Джошуа реально поможет палкой для крикета. И без сцен погони здесь тоже не обойдется, но на них режиссер скуп, предпочитая вдумчивую, неспешную интонацию странника-философа.
...Прекрасная Айше расскажет гостю о таинствах настоящего турецкого кофе, о ритуалах его подношения. И к финалу для измученного и счастливого героя восточные сказки, что он читал детям на ночь, будто поменяются местами с реальностью. Что ж, история такой отцовской любви и веры заслуживает и сказочного результата.