Призер Олимпийских игр Иван Скобрев

3 апреля 2015, 00:00
Абсолютный чемпион Европы и мира, двукратный призер Олимпийских игр Иван Скобрев в прошлом году решил сменить на время беговые коньки на фигурные и принял приглашение участвовать в телевизионном шоу «Ледниковый период». На этом шоу пара Скобрев – Домнина заняла первое место. В интервью «НИ» Иван СКОБРЕВ рассказал о том

– Иван, вы ведь совсем не случайно встали на коньки?

– Конечно, не случайно. Моя мама, Ирина Борисовна, в свое время была членом сборной СССР по конькобежному спорту. Она бегала достойно, став мастером спорта международного класса. Отец, Александр Филиппович, тоже мастер спорта по конькобежному спорту. Так что я встал на коньки чуть ли не раньше, чем стал ходить. Первые мои воспоминания, связанные с коньками, – я стою на льду, а мне всего два года восемь месяцев. У меня до сих пор сохранилась эта фотография. Я вырос в Хабаровске и до шестнадцати лет занимался в конькобежной секции на стадионе «Юность».

– Помните свой самый первый успех?

– Все мои успехи связаны с выступлениями в Хабаровске. Я побеждал на чемпионатах школы, города. В пятнадцать лет впервые выехал на чемпионат России. Именно тогда состоялось мое знакомство с Москвой. Потом меня послали на крупные соревнования в Архангельск, и я там впервые выиграл на дистанции полторы тысячи метров. И это при том, что я был тогда на полтора года моложе остальных участников. После этого мне и поступило предложение поехать в Санкт-Петербург, продолжать свою спортивную карьеру. Там окончил училище олимпийского резерва. Потом уже окончил инженерно-экономический университет по специальности «Туризм и гостиничное хозяйство», защитил кандидатскую диссертацию на тему «Духовность личности российского спортсмена как показатель его гражданской позиции (социально-философский анализ)».

– Кто помог вам выиграть первый чемпионат России?

– Тренер, который дал мне путевку в большой спорт, – Виталий Александрович Важнин.

– Как конькобежец вы «раскачались» достаточно быстро.

– Сначала в юношеском возрасте выиграл чемпионат страны среди сверстников, затем на юниорском чемпионате мира завоевал серебряную медаль. Причем побеждал и на пятисотметровой дистанции, и на «полуторке», и на пятитысячной. Потом попробовал свои силы на Олимпиаде в Турине. Там, правда, в личном зачете дважды приходил шестым, раз десятым, а в составе команды занял пятое место. Но зато на Олимпиаде в Ванкувере получил сразу две медали: серебряную на десятикилометровой дистанции и «бронзу» – на пятикилометровой. На полуторакилометровке не хватило всего каких-то десятых долей секунды до «бронзы». Был в числе победителей и на чемпионатах мира. В Калгари завоевал «золото» в классическом многоборье, «серебро» – в Херенвене, «бронзу» – в командной гонке в Солт-Лейк-Сити, Инцелле, в Сочи – на дистанциях 1500 и 5000 метров. Выступал на чемпионатах Европы, и тоже, по-моему, неплохо. «Бронзу» получил в Хамаре и «золото» – в Коллальбо. Второе место и серебряную медаль завоевал на Универсиаде в Турине – в 2007 году.

– Вы устанавливали и личные рекорды?

– Да, на 500, 1000, 1500, 3000, 5000 и 10 000 метров.

– Олимпийские медали – главные в жизни любого спортсмена?

– Так ведь к этому готовишься всю свою спортивную жизнь. Помню, когда меня награждали, я поцеловал пьедестал.

– Что вы почувствовали, когда в 2010 году на закрытии Олимпиады в Ванкувере именно вас выбрали знаменосцем?

– Это для меня было очень приятной неожиданностью. Здесь надо было соответствовать критериям страны, чей флаг ты несешь. Видимо, я соответствовал. Это было самым памятным событием в моей жизни.

– А как вы отреагировали на информацию о том, что на Олимпиаде в Сочи-2014 вы будете выступать за сборную США?

– Это была полная чушь. Понять не могу, откуда взяли это газетчики... Я всегда выступал и собираюсь выступать только за Россию.

– У вас ведь не только спортивные медали, но и государственные. Вообще, какими неспортивными наградами вы отмечены?

– 5 марта 2010 года меня наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени – за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх ХХI Олимпиады 2010 года в Ванкувере. Я заслуженный мастер спорта России, Почетный гражданин Хабаровска. Кстати, это звание мне очень дорого. С 2012 года я и выступаю за свой родной Хабаровский край.

– Интересно, сколько километров вы пробегали на тренировках?

– По-разному, в зависимости от времени года и задач, которые ставил тренер. Бывало, пробегал и по пятьдесят километров.

– Сколько у вас дома пар коньков? Есть такие, которые являются вашим талисманом?

– Дома у меня очень много коньков. Но таких, которые я считал бы своим талисманом, у меня нет.

– А на «Ледниковый период» как вы попали?

– Я давно слежу за ребятами, занимающимися самыми разными видами спорта, в том числе и фигурным катанием, знаком со многими из них. С Оксаной Домниной и Максимом Шабалиным, например, мы выиграли медали для нашей страны в Ванкувере. Давно знаком и с Ильей Авербухом. Так получилось, что после зимней Олимпиады в Сочи пришлось взять паузу, чтобы решить, в каком направлении двигаться дальше, к тому же необходимо было подлечить спину, и тут мне пришло приглашение от Ильи принять участие в шоу «Ледниковый период». От такого приглашения было невозможно отказаться. Что немаловажно, меня поддержала семья. Жена сказала, что мне стоит попробовать себя и в чем-то другом. Вот так я и оказался в этом замечательном шоу.

– Но фигурное катание очень травмоопасный вид спорта.

– Так жизнь вообще штука травмоопасная. Не знаешь, где поскользнешься, где упадешь... Всего опасаться, бояться двигаться вперед – это не про меня.

– А что у вас за проблемы со спиной?

– Боли в спине меня преследуют уже не первый год, они начались еще до Олимпиады в Ванкувере. Сейчас есть возможность посещать врача, получать лечение. Если все проблемы со здоровьем удастся решить, то вскоре снова смогу показывать достижения в своем любимом виде спорта, бороться за медали. Во всяком случае, у меня огромное желание вернуться в большой спорт.

– Трудно было переходить с беговых коньков на фигурные?

– Конечно, определенные трудности были, но для этого и трудности, чтобы их преодолевать. Причем, чем сложнее, тем для меня интереснее.

– Вас чем-то удивил «Ледниковый период»?

– В первую очередь, удивил мир, в котором живут фигуристы. И этот мир, без ложного пафоса, создал Илья Авербух. Он здесь очень органичен. Я удивляюсь, например, насколько гармонично были подобраны на шоу пары – звезды как от спорта, так и из мира искусства. Уверен, что это одно из лучших шоу на нашем телевидении. Не зря же оно пользуется такой популярностью у зрителей который год.

– Интересно, какие отношения между участниками соревнований?

– Это все-таки не соревнования, хотя и идет борьба за оценки жюри. Атмосфера у нас была дружеская, мы все хорошо общались между собой. Ни у кого я не увидел такого сверхжелания победить. И, насколько я вижу, каждый участник старался сделать максимум, на что он способен. Все выступали с огромным энтузиазмом и очень переживали, когда кто-то покидал шоу.

– Вам в партнерши досталась чемпионка мира 2009 года в фигурном катании. Трудно соответствовать профессионалу такого уровня?

– Я постоянно стремлюсь к этому. Конечно, приходилось очень много тренироваться. Ведь, несмотря на то, что я занимаюсь конькобежным спортом, в фигурном катании особое чувство конька, другое. На льду с Оксаной Домниной проводили по пять-шесть часов в день. Оксана постоянно требовала чего-то большего. Вообще, она отличная партнерша, замечательный тренер. С ней я освоил прыжки, поддержки, различные достаточно сложные элементы. С Оксаной мне очень легко, она человек с легким характером, никогда не срывается, если у меня что-то не получается, хотя и очень требовательная. Это позволяло нам сохранять гармонию в отношениях.

– Как вы ощущали себя рядом со звездами шоу-бизнеса?

– Да нормально! Я же в шоу был не единственный спортсмен. Кристина Асмус – гимнастка, Станислав Ярушин профессионально занимался хоккеем.

– Как ваши друзья-конькобежцы отнеслись к тому, что вы приняли приглашение участвовать в подобном шоу?

– Завидовали! Каждый ведь хочет переключиться на какой-то другой вид спорта. Мы же буквально пашем четыре года, чтобы попасть на Олимпийские игры, это постоянный огромный тяжелый труд. А тут меня каждую неделю показывали по Первому телеканалу...

– Это добавило вам популярности.

– Меня узнавали и до этого шоу.

– На фигурных коньках вы держитесь уже более чем уверенно. Скажите, а страха не испытывали, когда выполняли сложные элементы, поддержки?

– Как можно не испытывать страх? Думаю, каждый бы на моем месте боялся за свою партнершу. Мы ставили номер, отрабатывая все элементы на полу, и уже потом выходили на лед, тренировались на коньках. Не обходилось без падений, я Оксану ронял и вместе с ней падал, но «Ледниковый период» – это первоклассное шоу, высокотехничное, поэтому необходимо преодолевать все свои внутренние страхи. А с каждым выходом элементы становятся все сложнее. Но зрители не должны видеть, что нам трудно их выполнять, они должны получать удовольствие от яркого, красивого зрелища.

Фото: NEWSVL.RU

– Какой номер для вас был самым сложным?

– Такой номер, который был впереди.

– Вам комфортно было выступать в костюмах, которые для вас шили?

– Конечно, комфортным не назовешь скафандр, в котором мы выступали, когда катали номер «Гравитация», не слишком удобно было кататься и в широком плаще, но это же шоу, в котором ты показываешь свой мини-спектакль. И поэтому особенно приятно было видеть на табло «шестерки», которые тебе ставили члены жюри.

– Что для вас, профессионального конькобежца, было самым сложным в парном катании?

– Научиться слушать музыку, а также заходить и выходить в элементы под эту музыку.

– Судьи не раз отмечали ваш драматический талант. Не думаете попробовать себя в театре или кино?

– Работая под руководством Ильи Авербуха и Саши Жулина в «Ледниковом периоде», я получал огромное удовольствие от каждой тренировки, каждого проката, особенно если он оценивался шестью баллами. Что касается будущего, то... Если предложат хорошую роль в кино, то почему бы и не попробовать? Но прежде, мне кажется, надо тоже пройти какую-то школу.

– И вы готовы учиться?

– Я очень люблю учиться чему-то новому.

– Жена вас поддержит?

– Моя семья поддерживает меня во всем. Конечно, сначала Ядвига переживала за меня, так как не знала, кто будет моей партнершей на шоу «Ледниковый период». Но, узнав, что это Оксана, успокоилась. Мы дружим с Домниной и ее мужем Ромой Костомаровым, бываем друг у друга в гостях.

– Но на льду у вас разыгрываются самые настоящие драмы, с поцелуями, любовью и ненавистью...

– Ядвига хорошо понимает, что это игра, мы же не переходим дозволенные границы.

– Где вы познакомились с Ядвигой?

– Еще в Хабаровске. Ей тогда было тринадцать лет, мне – пятнадцать. Мы вместе тренировались на одном катке, она тоже была конькобежкой. Так что знаем друг друга уже полжизни. У нас двое изумительных сыновей – Филипп и Данила.

– Долгое время вы прожили в Америке...

– Мы приняли решение, что Ядвига будет рожать в Америке, подстраховывались, поэтому она во время беременности по полгода жила там. Тем более что мои родители живут в этой стране, они и помогали жене первое время после родов.

– А в Хабаровске у вас родных нет?

– Почему же? Там живут родители жены, мои родственники.

– У вас есть хобби?

– Очень люблю заниматься садом и огородом: мы живем под Москвой. Сажаю картошку, помидоры, огурцы. А супруга собирает фигурки кошек. Я привожу ей разные фигурки из стран, где бываю.

– Иван, о чем вы мечтаете?

– О том, чтобы у меня всегда было много работы, оставаться нужным, быть занятым.

#Новости #Спорт #Зимние виды спорта #Конькобежцы #Леонид ГУРЕВИЧ
Подпишитесь