Posted 1 апреля 2015, 21:00
Published 1 апреля 2015, 21:00
Modified 8 марта 2024, 03:54
Updated 8 марта 2024, 03:54
Агентству, согласно президентскому указу, передается часть функций Минкультуры и Минюста. Новой структуре надлежит осуществлять меры, направленные на укрепление единства многонационального народа РФ, обеспечивать межнациональное согласие, этнокультурное развитие народов страны, защиту прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Деятельность агентства предполагает взаимодействие с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и другими гражданскими институтами РФ.
О необходимости появления федеральной системы мониторинга межнациональных отношений глава государства заявил в октябре 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе. Правительство отреагировало на этот призыв, предложив воссоздать Министерство по делам национальностей, однако через два месяца было решено вместо министерства учредить при президенте РФ Центр мониторинга межнациональных отношений. Однако центр так и не учредили, а в конце 2014 года по распоряжению президента Путина было ликвидировано Минрегионразвития.
Доктор исторических наук из Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев осторожно оценивает возможные результаты от деятельности новой структуры. «По сути, сменилось лишь название. Департамент по межнациональным отношениям Минкульта стал федеральным агентством, – сказал ученый «НИ». – В этот департамент ранее перешла часть сотрудников расформированного Минрегионразвития. Если дальше смены названия дело не пойдет, то и положительных результатов не дождемся. Вот если новую организацию возглавит высокопрофессиональный руководитель и ее штат расширят таким же профессионалами, можно будет надеяться на разрешение внушительного количества межэтнических проблем».
Схожей позиции придерживается первый зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. «Руководителем надлежит стать тому, кто поддерживает тесный контакт с диаспорами, конфессиями, руководителями разных ведомств, в том числе правоохранительных. Этим будет измеряться его авторитет. Иначе результата не увидим, – заявил «НИ» парламентарий. – Надо понимать, что межнациональные отношения неотделимы от миграционных, образовательных и многих других процессов. Поэтому контакты у руководителя агентства должны быть обширные. И еще один вопрос: полномочия новой организации консультативные или обязательные? В первую очередь от этого зависит получение положительного результата. Если, к примеру, губернатор получит от агентства рекомендательные советы, то подумает: выполнять или «отложить в долгий ящик»? А если распоряжения этой структуры будут обязательными к исполнению, то глава региона, как говорится, никуда не денется». Оба эксперта сходятся во мнении: если у агентства не появится таких составляющих, его постигнет участь Минрегионразвития.