Замоскворецкий суд Москвы вчера признал законным внесение организации «За права человека» в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Напомним, Минюст внес «За права человека» в реестр иностранных агентов еще в декабре прошлого года. По словам представителя ведомства, в ходе проверки выяснилось, что в 2013–2014 годах организация неоднократно получала деньги от иностранных компаний. При этом члены НКО, опять же по данным Минюста, занимались политической деятельностью, призывая «внести изменения в законодательство».
Исполнительный директор о «За права человека» Лев Пономарев в беседе с «НИ» с такой формулировкой «обвинения» не согласен, считая, что она дискриминирует НКО: «Призыв изменить законодательство, любое публичное выступление называются занятием политикой. То есть подразумевается, что у неправительственных организации есть запрет на публичный призыв менять законодательство», – говорит «НИ» правозащитник. По его словам, и прокуратуре, и СК тоже запрещено заниматься политикой, «но при этом Бастрыкин предложил изменить норму Конституции, в которой прописано, что международное законодательство главенствует над государственным. И это ему сошло с рук. Получается, для Бастрыкина такой призыв – это не политика, а когда мы говорим об изменениях в законодательстве – это политика».
Вчера же в Самаре рассматривалась жалоба главы НКО «Голос – Поволжье» Людмилы Кузьминой на возбуждение уголовного дела против нее за уклонение от налогов. Сегодня же будет рассмотрена другая жалоба Кузьминой – на незаконность штрафа в 300 тыс. рублей, который был наложен на «Голос – Поволжье» за отказ добровольно войти в список иноагентов.
Как пояснила «НИ» сама Людмила Кузьмина, деньги ее НКО получила еще до 21 ноября 2012 года, и не из иностранного источника, а от ассоциации «Голос»: «В январе 2013 года она перечислила нам 300 тыс. рублей по дополнительному договору о пожертвовании, в котором было четко указано, куда израсходовать эти деньги». Минюст, пришедший в организацию с проверкой, первоначально указал в отчетной справке, что денег из иностранных источников в организации не было. Однако позднее проверка нашла в Интернете выступления Кузьминой на Самарском гражданском форуме с анализом состава избирательных комиссий. Их ведомство сочло политической деятельностью.
Как сообщила собеседница «НИ», ей «показали разнарядку, якобы спущенную Минюстом по всем регионам, в которой проставлена цифра, сколько должно быть выявлено иностранных агентов в регионах. В Самарском их должно быть 10». «Складывается полное впечатление, что сейчас, попирая закон, просто выполняется некий план, – подытожила Кузьмина. – И делается это по двум причинам: таким образом оказывается давление на неправительственные организации и запугивание активистов. Это репрессии 21 века в новом варианте».