Как сообщила в понедельник адвокат Тамерлана Эскерханова Роза Магомедова, ее подзащитному было предъявлено обвинение в пособничестве в убийстве (ст. 105 УК РФ). При этом адвокат подчеркнула, что во время допроса Эскерханов свою вину не признал. Вчера же адвокат другого фигуранта дела Хамзата Бахаева Софья Рубасская также заявила о предъявлении обвинения ее клиенту. Адвокат не уточнила, по какой статье обвиняется Бахаев, но заявила, что тот своей вины тоже не признал. Обвинение было предъявлено еще одному фигуранту – Шадиду Губашеву. Об этом накануне сообщил его адвокат Илья Трофимов, не уточнив статью уголовного кодекса.
Ранее стало известно, что обвинения по делу об убийстве Немцова были предъявлены Зауру Дадаеву и Анзору Губашеву. Они обвиняются в организованном убийстве и незаконном обороте оружия (ч. 2 ст. 105 и ст. 222 УК). Ранее источники в силовых структурах неоднократно сообщали, что следствие считает непосредственным убийцей Немцова именно Заура Дадаева, который ранее служил в чеченском батальоне «Север» в должности замкомандира батальона.
Также накануне в СМИ появилась информация о том, что известная российская телеведущая Ксения Собчак решила временно уехать из России за рубеж. По данным журналистов, эмигрировать Собчак предложили российские спецслужбы. Напомним, во время панихиды по Борису Немцову к Собчак подошел неизвестный человек, который произнес: «Ксения, вы следующая». После этого телеведущая написала заявление в полицию о полученных угрозах. В рамках расследования дела на беседу к следователю вызывался главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который подтвердил факт угроз в адрес Собчак, но описать внешность неизвестного не смог.
Стоит сказать, что и Собчак, и Венедиктов назывались среди тех, кто якобы был включен в «расстрельный список» российских журналистов и оппозиционеров. По данным СМИ, после убийства Немцова спецслужбы предоставили президенту страны доклад, в котором говорилось о существовании такого списка, куда помимо Немцова, Венедиктова и Собчак также якобы был включен Михаил Ходорковский. Однако вскоре пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал информацию о существовании «расстрельного списка» абсурдной. Впрочем, Песков подчеркнул, что все детали докладов правоохранительных и силовых служб президенту ему неизвестны.
Позже в понедельник Собчак напрямую не подтвердила то, что 13 марта во время ужина по случаю выхода журнала под ее руководством она действительно заявила о скором убытии за рубеж. «Официально: друзья немного преувеличили про эмиграцию…», – написала Ксения Собчак в своем «Твиттере».
Несмотря на опровержения Собчак, правозащитники говорят, что угроза для жизни многих общественных деятелей в России остается высокой. «Угроза, безусловно, существует. В списке контактов в моем телефоне как минимум четверо убитых – это журналисты, общественные деятели. Кстати, подобные «черные списки» появляются не впервые. Несколько лет назад одна из организаций опубликовала список из восьми человек, в который включили и меня. Список с адресами, чтобы удобней было найти. По нашему заявлению прокурор обратился в ФСБ. Я была на беседе в ФСБ и заявила, что угрозы в свой адрес рассматриваю как реальные. Но в итоге ничего не произошло. Силовики прислали следующий ответ: «Невозможно определить лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности». Как это может быть, ведь сайт общества, где был опубликован список, был в доступе в Интернете?», – сказала «НИ» член правления международного правозащитного общества «Мемориал» Светлана Ганнушкина.
Собеседница «НИ» добавила, что не исключает вариант, при котором силовики просто могли воспользоваться произошедшим, чтобы «настоятельно посоветовать» Собчак, работающей на оппозиционном канале, уехать из страны. «Такие вещи (убийство Немцова. – «НИ») делаются, чтобы воцарилась атмосфера страха. Так что такая версия вполне возможна, они действительно могли этим воспользоваться. Собчак – это очень молодая женщина. Зачем ей постоянно ходить под угрозой?», – сообщила г-жа Ганнушкина.