Дорогое удовольствие

12 марта 2015, 00:00
Инвестиции в нефтегазовый комплекс России в 2014 году составили 2,5 трлн. рублей, а с учетом закупок компаний эта цифра составила 5 трлн. рублей, сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. При этом до 2020 года инвестиции в нефть и газ составят 15 трлн. рублей, а с учетом закупок – до 30 трлн. рублей. При этом нефт

Новак отметил, что за два месяца 2015 года в России добыча нефти увеличилась на 0,7% – до 86 млн. тонн. Бурение увеличилось на 19,2% по сравнению с январем-февралем прошлого года. В 2014 году было добыто 641 млрд. кубометров газа, в перспективе планируется рост до 885 млрд. кубометров. Минэнерго надеется, что Россия сможет удержать объемы добычи нефти, достигнутые в 2014 году, до 2030–2035 года. Между тем в 2014 году Россия нарастила добычу до 526 млн. тонн.

Новак также сообщил, что Минэнерго ставит задачу по снижению доли импортного оборудования в нефтегазовом секторе страны с 60 до 43%. С этой точки зрения, наиболее проблемными направлениями работы отрасли является технология по гидроразрыву пласта (ГРП), где доля импортного оборудования достигает 83%, оборудование для производства сжиженного газа (80%), оборудования для шельф (90%).

«Несмотря на трудное экономическое положение страны, инвестиции в нефтегазовый сектор поступают постоянно», – сказал «НИ» Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров. В качестве примера он привел проект «Ямал СПГ», который оценивается в 27 млрд. долларов, или, по нынешнему курсу, порядка 1,6 трлн. рублей. Его цель – освоение газовых месторождений и развитие отрасли сжиженного газа в РФ. Проблема в том, что это один из арктических проектов, который сильно зависит от западных технологий. Но государство не собирается отказываться от него, ведь кроме самой разработки будет построено предприятие по производству СПГ, что укрепит позиции России в мире как одного из крупнейших экспортеров энергоносителей. Ну а технологии, полагает эксперт, предоставят как западные страны, так и Китай, который тоже участвует в проекте.

«Российская сторона ведет переговоры не только с политиками, но и с представителями бизнес-сообществ, что позволяет ей заключать долгосрочные соглашения. Как, например, контракт сроком на 20 лет с бельгийской компанией Fluxys LNG на перевалку СПГ в терминале Зеебрюгге в Бельгии», – сказал Андриевский.

Эксперты, между тем, отмечают технологическую сложность таких проектов в условиях сохраняющихся санкций. «Ситуация осложняется технологическим эмбарго, которое наложено на РФ среди ряда прочих санкций, что заставляет наши газо- и нефтедобывающие компании переходить к импортозамещающей стратегии. А это не может стоить дешево на начальном этапе освоения», – сообщил в разговоре с «НИ» Иван Капитонов, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС.

К тому же нет ясности, сможет ли Россия продать добытые ценой огромных усилий энергоресурсы, если спрос на мировом рынке будет оставаться слабым, а цены на углеводороды будут сохраняться на низком уровне. Пока что остается констатировать, что добыча нефти и газа России обходится все дороже, в то время как рассчитывать на серьезный прорыв на мировом рынке едва ли приходится. Особенно учитывая тот факт, что Европа уже взяла курс на диверсификацию поставок и снижение энергетической зависимости от России.

«Снижение объемов добычи для России будет иметь обратный эффект, а именно снизится объем поступлений в федеральный бюджет с экспорта энергоносителей. То есть получается замкнутый круг: добывая меньше, мы сокращаем свои доходы, а увеличить добычу – проблематично, так как цена на нефть при текущих темпах добычи снижается, а новых покупателей нет», – отметил Андриевский. По мнению эксперта, российской «нефтянке» в нынешних условиях имеет смысл сохранять текущие объемы добычи на прежнем уровне, а новые проекты вводить лишь с целью заместить сокращение добычи на старых месторождениях.

#Экономика #Новости #Ресурсы #Нефть #Газ
Подпишитесь