Фотограф Анна Матвеева – автор всех представленных в Галерее на Солянке снимков – находилась вместе с создателями фильма на протяжении всего времени съемок картины. Она фотографировала процесс подготовки актеров, репетиции, рабочие моменты и, конечно, снимала городские зарисовки и северные пейзажи – естественные декорации «Левиафана». На выставке представлено порядка 200 ее лучших снимков, а также видео- и звукоинсталляции, подготовленные при участии соавторов экспозиции – художника Кати Бочавар и видеоартиста Алексея Береснева.
«Моей основной задачей было, конечно, показать происходящее на съемках, передать моменты подготовки актеров к роли. Я должна была быть невидимым и незаметным наблюдателем. Какое-то взаимодействие со съемочной группой было просто невозможно – когда актер приезжает на площадку, он уже в образе, и мне не хотелось этому мешать. В такие моменты перед съемками создателей фильма раздражают любые помехи – и, естественно, если бы я лезла со своими просьбами повернуться туда или сюда или начать позировать, это было бы просто нечестно», – рассказала корреспонденту «НИ» Анна Матвеева.
По ее словам, ни Андрей Звягинцев, ни оператор Михаил Кричман не вмешивались в ее работу – именно поэтому для них самих стали сюрпризом многие кадры. Сам режиссер в первый раз увидел некоторые фотографии уже на самой выставке.
«Аня знала, когда нельзя фотографировать. Это не только съемочные моменты, но и репетиционные – когда нельзя выдать свое присутствие. Есть люди, которые обладают свойством растворяться, и у Ани, мне кажется, это получилось. По крайней мере, я действительно не представляю, когда она сделала некоторые кадры, которые можно здесь увидеть», – смеется режиссер.
Андрей Звягинцев отдельно отметил несколько фотографий, которые запомнились ему больше всего, – это кадр со съемок одной из самых трудных для создателей сцен под дождем, цикл портретов Елены Лядовой, исполнительницы роли Лили, а также портрет Алексея Серебрякова, ждущего очередного дубля. «Здесь абсолютно точно передан образ персонажа, несмотря на то, что съемки в этот момент не идут. Этот кадр вполне мог бы быть в фильме – как и многие другие, впрочем», – говорит режиссер.
Андрей Звягинцев и Анна Матвеева вместе с посетителями выставки впервые познакомились с «Фильмом о фильме», премьера которого также состоялась в день открытия выставки в Галерее на Солянке. В этой небольшой видеозарисовке можно увидеть забавные моменты и неудачные дубли, а также уникальные сцены, демонстрирующие процесс работы съемочной команды над «Левиафаном».
Вот Андрей Звягинцев обсуждает с Алексеем Серебряковым, как можно сократить одну из сцен, а вот режиссер объясняет самому юному актеру – Платону Каменеву, почему нужно переснять очередной дубль. «Почему еще один дубль? Ты же сказал, что этот был хороший?» – обижается мальчик. «Я сказал, что этот был неплохой. Давай сделаем еще один, очень хороший!» – предлагает Звягинцев. «А что в этом было не так?» – спрашивает Платон. – «Понимаешь, в этом чуда не было. Давай, сделаем еще один, и я тебе все расскажу...»
«На съемочной площадке ты совершенно по-другому воспринимаешь происходящее, по-другому воспринимаешь реальность, поэтому для меня, конечно, непривычно видеть все это с другой стороны, – делится режиссер впечатлениями после просмотра фильма. – Когда смотришь на себя, очень удивляешься: «Оказывается, вот как это было». Очень интересно увидеть взгляд со стороны на весь этот процесс».
Выставка «Левиафан. Процесс» продлится в Галерее на Солянке до 7 марта, однако организаторы не исключают, что этот срок может быть продлен. Создатели экспозиции также приготовили для зрителей специальную программу событий, включающих знакомство с создателями фильма, а также специально организованные экскурсии с директором галереи и другими авторами выставки.