Posted 9 февраля 2015, 21:00

Published 9 февраля 2015, 21:00

Modified 8 марта, 03:58

Updated 8 марта, 03:58

Дом, который придумал SWIFT

9 февраля 2015, 21:00
Сюжет
Банки
По словам главы госбанка ВТБ Андрея Костина, отключение системы SWIFT будет означать серьезное ухудшение взаимоотношений с Западом. Для российских банков это повлечет за собой сбои в проведении международных платежей, что поставит под удар предприятия, работающие на внешних рынках. Как отмечают эксперты, внутренние пер

Напомним, что SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) – это международная система передачи информации и совершения платежей между банками. Перед тем как один банк перечислит средства другому, между ними происходит переписка о данной транзакции, то есть один банк другому посылает сообщение с указанием корсчета и суммы перевода. Этот документ банкиры называют «свифтовка». Без него банки переводы не осуществляют. Если какая-то из стран отключается от SWIFT, это означает, что ее финансовые учреждения автоматически лишаются возможности совершать международные переводы.

Система SWIFT, занимающаяся передачей данных, официально функционирует с 1977 года, объединяет более 10,8 тысячи финансовых организаций и корпораций более чем в 200 странах мира. Система обеспечивает передачу порядка 1,8 млрд. сообщений в год. Ежедневно через сеть SWIFT проходят платежные поручения суммарной оценочной стоимостью более 6 трлн. долларов.

Юридически SWIFT принадлежит частной компании со штаб-квартирой в Брюсселе. Так как на нее распространяется законодательство ЕС, то решение об отключении России от SWIFT может принять как сама компания – владелец системы, так и европарламент.

Хотя формально США и не имеют влияния на отключение той или иной страны от системы SWIFT, но по факту именно Белый дом и инициировал в 2012 году единственный прецедент, когда от SWIFT были отключены иранские банки. Напомним, что после 11 сентября 2001 года ЦРУ и Минфин США получили официальный доступ ко всей информации в системе межбанковских коммуникаций. Центры обработки информации сейчас расположены в США и Западной Европе. Другим странам доступ к ней закрыт.

Как считают критики этой системы, такая конфигурация работы угрожает безопасности практически всех банков, лежащих за пределами США и Европы. Особенно это характерно для российских банков, которые используют систему SWIFT не только для международных коммуникаций, но и для проведения внутренних переводов.

В настоящее время, после принятия закона о Национальной платежной системе (НПС), вся информация о платежах должна оставаться в России, соответственно использование SWIFT приводит к нарушению законодательства. Для того чтобы оставаться в рамках закона, ЦБ предложил российским банкам изменить систему коммуникаций между собой. В прошлом году был опробован новый программный продукт, в котором связь между банками осуществляется точно так же, как и в системе SWIFT, но информация иначе кодируется и отправляется по другому каналу. Главный минус новой системы – отсутствие связи с международными банками.

Как рассказал «НИ» сотрудник Центра структурных исследований РАНХиГС Михаил Хромов, для того чтобы российский аналог SWIFT смог стать эффективным, должно пройти время. «При этом необходимо учитывать, что, пока Россию не отключили «от мира», переходить на новый сервис банки не захотят», – пояснил он. По словам эксперта, после отключения от SWIFT в России автоматически подорожает импорт, а экспортеры столкнутся с потерей выручки и клиентов из-за увеличения издержек на финансовые услуги.

В то же время, по мнению экс-директора Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, если Россию отключат от SWIFT, то говорить о свободной конвертируемости рубля будет тяжело, и стране придется блокировать свободное передвижение капитала, а это означает, что вернуть долги российских компаний будет невозможно.

Подпишитесь