Posted 8 февраля 2015, 21:00
Published 8 февраля 2015, 21:00
Modified 8 марта, 02:02
Updated 8 марта, 02:02
Справедливости ради отметим: государство периодически направляет в торговые точки своих контролеров. Результаты проведенной в январе прокурорской проверки продуктовых магазинов в различных регионах России показали многократное завышение цен на самые ходовые товары – молоко, хлеб, яйца и овощи. В частности, в Нижегородской области овощи за месяц подорожали почти в три раза, крупа гречневая – в 2,5 раза. Генпрокурор РФ Юрий Чайка сообщал, что прокуратура выявила случаи завышения цен на 300% и даже 400%. Факты вопиющие, но их оказалось недостаточно для того, чтобы власти хоть что-то предприняли для наведения порядка.
Разве что глава правительства слегка пожурил торговцев. «В сложной экономической ситуации те, кто занимается торговлей, а отчасти и производством, должны умерить свои экономические аппетиты. Они должны понимать, что норма прибыли должна быть чуть меньше. Они не должны работать, конечно, в убыток, но попытка получить всю прибыль, которую можно себе только представить, – это использование неконкурентных методов торговли и нарушение антимонопольного законодательства», – заявил Дмитрий Медведев. Напрямую ограничивать цены на социально значимые товары, если в течение месяца они подорожали на 30%, как это позволяет делать закон о торговле, правительство явно не собирается. Как объяснил Медведев, сдерживает страх пустых полок и возвращение во времена Советского Союза.
Дорожают как импортные, так и отечественные продукты питания. Ситуацию с импортом еще можно объяснить – его закупают за валюту, которая за год подорожала более чем в два раза. Естественно, что цены не могут оставаться прежними, – они растут вслед за курсом доллара и евро. Но почему растут цены на отечественные продукты – картофель, морковь, яйца и хлеб? Казалось бы, здесь производителям не надо ничего закупать за границей и их расходы на производство не растут.
По мнению генерального директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, сейчас на рынке плодоовощной продукции наблюдается ярко выраженное сезонное увеличение цен. «В период с ноября по май цены растут, а с июня по октябрь – снижаются, что связано с сезонностью производства овощей и фруктов в России», – пояснила она. Но в этом году сезонное подорожание ставит рекорды. Если обычно темпы прироста цен не превышают в среднем 40%, то в этом году они уже превысили 200%. К примеру, если липецкая картошка в Москве в сентябре стоила 15 рублей за килограмм, то сейчас она продается по 50 рублей, капуста была 20–25 рублей, сейчас – 70 рублей.
В текущей ситуации, по мнению экспертов, срабатывает своеобразный «принцип жадности» – никто не хочет продавать отечественный товар дешевле импортного аналога. По словам главного научного сотрудника Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василия Узуна, раз Россия всеми силами стремится выйти на мировой уровень и избавиться от каких бы то ни было барьеров в международной торговле, то в этом случае отечественные производители продуктов становятся в один ряд со своими зарубежными конкурентами. «Почему они должны продавать свою продукцию по цене, меньшей, чем у импортных аналогов? Зачем им заведомо уменьшать свою выручку? Ведь в рыночной экономике предприятия должны всячески максимизировать свою прибыль, что сейчас и происходит в России. Тонна пшеницы в России должна стоить столько же, сколько и на мировом рынке», – говорит «НИ» эксперт.
Однако у такой логики есть существенный минус – в России и развитых странах абсолютно разный уровень доходов населения и платежеспособный спрос. И если французы безболезненно могут покупать литр молока за два евро (160 рублей), то россияне при такой цене резко ограничат покупку. «По идее, если цены на продукцию, произведенную в России, сравниваются с мировыми, то и зарплаты граждан также должны приближаться к уровню развитых стран, в противном случае рост цен упрется в слабый потребительский спрос, и мировой уровень достигнуть не удастся», – полагает Василий Узун.
Еще одну причину роста цен эксперты видят в сговоре продавцов. Магазины и торговцы на сельскохозяйственных рынках специально удерживают цены на максимально высоком уровне. К примеру, если импортные яблоки по понятным причинам сейчас стоят 120 рублей вместо прошлогодних 60, то продавцы отечественных яблок также стараются продать их по 120 рублей, хотя их себестоимость выращивания как была, так и осталась 30 рублей за килограмм.
Как пояснил «НИ» доцент кафедры агроэкономики МГУ Николай Харитонов, магазины и торговцы на рынках имеют полное право выставлять любую цену на свою продукцию. «Никаких ограничений в этом плане российское законодательство не предусматривает. Регулирования и контроля со стороны властей нет, соответственно, магазины могут творить все, что хотят», – говорит он. В то же время объективных условий для повышения цен на местные продукты питания у производителей нет – затраты на покупку семян и горючего шли по старым ценам, зарплаты не росли, следовательно, себестоимость по сравнению с 2013 годом изменилась незначительно. Стоимость ресурсов для будущего урожая также сохранится примерно на уровне 2014 года, если, конечно, топливо весной не подскочит в цене и если семена для посевов не закупаются за границей.
Вместе с тем Россия, похоже, пустила ситуацию с ценами на продовольствие на самотек. В других странах государство имеет рычаги влияния на этот рынок через налоги на сельхозпроизводителей, страхование, субсидии и таможенные пошлины. В нашей стране некоторые инструменты, например субсидии, также применяются, однако власти всячески дистанцируются от ценового регулирования.
Между тем «невидимая рука рынка» пока никак не способствует удешевлению продуктов питания. Ценники в магазинах и на рынках продолжают меняться едва ли не каждый день в сторону повышения, и совершенно непонятно, что именно и когда остановит этот процесс.