Posted 3 февраля 2015, 21:00
Published 3 февраля 2015, 21:00
Modified 8 марта, 04:02
Updated 8 марта, 04:02
В конце прошлого года печатные СМИ столкнулись с резким ростом расходов на закупку бумаги. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров попросил помочь в решении проблемы премьер-министра Дмитрия Медведева. В письме к нему он сообщил о возможном коллапсе в печатной отрасли, который может привести к снижению объемов выпуска полиграфической продукции, сокращению персонала редакций СМИ и возможным проблемам с закупками учебной литературы. «Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) пытаются максимально конвертировать в валюту подешевевшие ресурсы и выровнять внутренние цены с европейскими по текущему курсу», – написал Никифоров.
Медведев в свою очередь поручил разобраться с проблемой вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который совместно с Минэкономики, Минпромторгом и Минкомсвязью должен подготовить предложения по защите отрасли от «недобросовестной ценовой политики отечественных производителей бумаги, включенных в перечень системообразующих предприятий». Речь идет об отраслевой «большой пятерке»: Архангельском ЦБК, «Группе «Илим»», «Кондопоге», ЛПК «Континенталь Менеджмент» и ОАО «ЦБК «Волга». В частности, у «Илима» бумага подорожала с 38 тыс. руб. за тонну в сентябре до 62 тыс. руб. в январе (+ 63,2%). Предприятие объясняет такой рост стоимости выравниванием экспортных и внутренних цен, а также необходимостью закупки импортного оборудования и увеличением стоимости кредитов.
Напомним, что многие ЦБК принадлежат иностранным компаниям. Они считают свою прибыль в валюте, поэтому девальвация рубля при реализации продукции на внутрироссийском рынке снижает их финансовые показатели.
Вместе с тем у глянцевых журналов закупка дорогой бумаги составляет 60–70% всех расходов. Именно они в первую очередь и попали под ценовой пресс крупных игроков бумажного рынка. Импорт им также невыгоден, так как он облагается таможенной пошлиной и НДС.
Как рассказал «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков, объективных причин для почти двукратного повышения цен на бумагу у предприятий нет. «Для подавляющего большинства российских производителей бумаги себестоимость не изменилась – расходы на электроэнергию и воду, аренду, налоги и фонд оплаты труда остались прежними. Импортная составляющая в производстве минимальна. Фактически речь идет о корпоративном ценовом сговоре, который списывается на кризис», – пояснил он.
По мнению эксперта, покупатели бумажной продукции должны самостоятельно найти решение проблемы, в первую очередь за счет переориентации на менее крупных поставщиков, которые имеют более гибкую ценовую политику. «Благо рынок производства бумаги в России не является монопольным. Там не более десятка крупных производителей и много мелких фабрик и заводов. Все они договориться между собой, чтобы держать высокие цены, точно не смогут», – полагает собеседник «НИ».
В Минпромторге «НИ» рассказали, что в четверг в ведомстве состоится совещание со всеми заинтересованными участниками, на котором будут вырабатываться пути решения проблемы.