Posted 28 января 2015, 21:00
Published 28 января 2015, 21:00
Modified 8 марта, 02:02
Updated 8 марта, 02:02
Деньги в нынешней экономике появляются в обращении только после того, как ЦБ выдаст кредиты банкам, а те, в свою очередь, «накрутив» процент, прокредитуют предприятия и физические лица. Ключевая ставка – это процент, который берет ЦБ с банков за пользование деньгами. Чем она выше, тем больше средств понадобится предприятиям и обычным людям, чтобы вернуть кредиты.
17%, по сути, являются запретительной ставкой, при которой промышленность развиваться не может, так как средняя норма рентабельности не превышает 15%: то есть, взяв у банка деньги, скажем, под 20% годовых, предприятие вернуть их, скорее всего, не сможет и станет банкротом. При этом банкиры не выдают кредиты просто так, они требуют залога (землю, здания, акции) и в тот момент, когда предприятие перестает возвращать кредит, активы переходят в собственность банка. Предприятие закрывается, сотни людей теряют работу. То же самое происходит и с физическими лицами – как только человек перестает платить по кредиту, банк обращается в суд, и тот выносит решение продать собственность физического лица, чтобы погасить долг банку. Приходят судебные приставы и забирают все ценное имущество. Фактически ЦБ сейчас самостоятельно определяет стоимость денег.
На прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что регулятор готов снизить ключевую ставку «при формировании устойчивой тенденции к замедлению инфляции». Однако пока инфляция активно растет. Текущий ее уровень – порядка 13%. Соответственно, поводов для снижения ставки у регулятора нет.
Вместе с тем у банкиров другое мнение по этому поводу. По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, ЦБ считает, что с помощью высокой ключевой ставки удается сдерживать рост цен и замедлить падения рубля. «Я не разделяю такую точку зрения. Судя по тому, что у ЦБ нет понимания истинных причин инфляции, ключевая ставка вряд ли будет снижена», – сказал он «НИ».
На понижении ключевой ставки активно настаивает и бизнес. Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев даже направил письмо Эльвире Набиуллиной с просьбой снизить ее до уровня не выше 12%. Во вторник с главой ЦБ встречались также депутаты Госдумы, но ни до чего конкретного стороны не договорились.
В то же время вся антикризисная программа правительства, утвержденная президентом, направлена на поддержку банковской системы. Мало того что банкам из бюджета уже выделено 1 трлн. рублей, так еще из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) они получат 250 млрд. рублей. Кроме того, бюджет будет оплачивать банкирам часть процентной ставки по кредитам для отдельных отраслей промышленности, что оценивается в 125 млрд. рублей. И напоследок Минфин, МЭР и ЦБ РФ готовят предложения о создании банка «плохих долгов» для выкупа проблемных активов кредитных организаций, то есть за счет налогоплательщиков банкам еще и компенсируют убытки.
Напомним, что прибыль банковской системы исчисляется триллионами рублей в год. В то время как промышленные предприятия закрываются из-за отсутствия денег, банкиры в них купаются. Сейчас их опасения связаны с уменьшением заработков. «Жизнь показывает, что триллиона (рублей банковской прибыли – «НИ») уже не будет... Сотни миллиардов, наверное, будут», – сетует зампред ЦБ Алексей Симановский.
Возвращаясь к ключевой ставке, можно предположить, что ее уровень после 30 января останется высоким, хотя нельзя до конца исключать и небольшого снижения под давлением бизнеса. Как рассказал «НИ» научный сотрудник Центра структурных исследований РАНХиГС Михаил Хромов, в ЦБ поменялся первый зампред, отвечающий за денежно-кредитную политику – им стал многоопытный Дмитрий Тулин – поэтому регулятор может сдвинуть приоритеты. Ведь личностный фактор тех, кто принимает решение, имеет значение, убежден г-н Хромов.