– Чем вызвано появление этого письма?
– Я могу сказать свою позицию: я вообще противник употребления нецензурной ненормативной лексики. Я понимаю, в жизни, конечно, всякое бывает, но я не сторонник употребления этих слов ни в кино, ни в театре. Но в данной ситуации, поскольку многие представители кинообщественности считают это необходимым, я не могу не считаться с мнением своих коллег. И в порядке исключения, я полагаю, это возможно. В том случае, если это будет каким-то образом регламентировано, если к этому не будет широкого доступа. И только в отношении каких-то фильмов, которые считаются произведениями искусства… Строго говоря, есть разные формы решения вопроса. Можно, например, показывать такие картины после 23.00. И любители искусства, я думаю, не будут ущемлены. С другой стороны, это не будет широким прокатом. Только в таком случае я могу это принять. Но в целом я – против. Для широкого проката это не нужно.
– Вы в своих фильмах никогда не прибегаете к нецензурным выражениям?
– Никогда не использовал и не собираюсь. И я против того, чтобы это показывалось в то время, когда это может быть доступно широкому кругу зрителей.
– Повлияют ли поправки к закону, о которых говорится в письме, на выдачу прокатных удостоверений?
– Я не знаю. Это должно государство решать, какую найти этому форму. Если оно вообще будет что-то менять. Оно может отказать. Ну, что ж… Откажет, так откажет. Мы в данной ситуации что можем? Мы – художники. Мы высказали пожелание. Моя позиция – только в исключительных случаях и без права широкого доступа. Кстати, такие примеры есть. Когда такие спорные моменты возникают, по-моему, в Англии такое есть, у них после 23.00 можно показывать такие картины. Но, как вы понимаете, это уже совсем не широкий прокат. Они нашли такой компромисс по вопросу, который может вызывать общественные дискуссии.
– Как вы думаете, как скоро отреагирует правительство на ваше обращение?
– Я не знаю. Я не был, честно говоря, инициатором. Я присоединился, именно учитывая некое желание коллег. Игнорировать это тоже нельзя, поскольку нельзя считать себя умнее всех.
– Не придется ли создавать специальную комиссию, которая будет решать, обусловлено ли художественной необходимостью употребление нецензурных слов в конкретных произведениях?
– А почему и не создать? Что здесь такого?
– «Худсовет по мату»?
– Почему нет? Бывают спорные моменты, которые требуют какого-то консенсуса. Вполне возможно. Меня, во всяком случае, это не пугает, потому что я не собираюсь использовать эти выражения.
– А вы бы вошли в комиссию, которая будет отсматривать фильмы и решать, насколько необходимо в них употребление ненормативной лексики?
– Я бы не вошел. Я вообще в такие комиссии никогда не входил. Даже не потому, что я – против, но у меня много дел, чтобы еще заседать в таких комиссиях… Я думаю, желающих найдется много и без меня.