По мнению Аркадия Дворковича, рост цен на отдельные продукты питания абсолютно обоснован. К примеру, гречка не может стоить столько же, сколько и в прошлом году, из-за плохого урожая, а ввозить ее из Китая нет смысла, так как там она стоит дороже, чем в России. В то же время правительство готово заморозить цены. «Только потом не кричите, что в стране дефицит гречки», – предупредил вице-премьер депутатов. Добавив, что необоснованный рост цен также наблюдается – в данном случае срабатывает принцип: «все повышают – и мы повышаем».
Что касается муки и хлеба, то, по словам вице-премьера, удорожание этих продуктов в ближайшие месяцы продолжится, поскольку в конце прошлого года сильно увеличилась стоимость зерна. «Цены на муку и на хлеб в ближайшие два-три месяца могут продолжить расти во многих регионах. Это отложенный эффект от роста цен на зерно», – заявил заместитель председателя правительства. Сейчас введенные пошлины на его экспорт несколько ослабили повышательную динамику, однако хлеб по инерции будет дорожать. По данным Союза предприятий хлебопекарной промышленности, в феврале рост составит от 5 до 13%, а в северных регионах цены могут взлететь и на 20%.
Напомним, что Федеральный закон «О торговле» дает право на регулирование цен для ряда социально значимых товаров, если их стоимость повышается на 30% в течение одного месяца. Данная норма была внесена в закон в 2010 году, когда засуха спровоцировала резкое подорожание зерна. Однако на практике она ни разу не применялась. Сейчас как раз появился повод ее опробовать. Так, по данным Росстата, в прошлом году цены на крупы в России выросли на 34,6% против 3,2% в 2013 году. В том числе гречка подорожала в ноябре на 54,4%, в декабре она прибавила еще 22,4%.
Отметим, что в регионах после Нового года начали использовать новый способ борьбы с ростом цен – проверки сотрудниками прокуратуры розничных магазинов. По словам старшего научного сотрудника Центра институционального развития РАНХиГС Вадима Новикова, формально у прокуроров есть право проверять розничные сети на предмет соблюдения закона о торговле, но в данном случае скорее срабатывает неформальный эффект «человека в погонах». «На практике это выливается в то, что прокуроры просто смотрят на ценники, а предприниматели снижают цены по самому факту проверки», – пояснил эксперт.
В то же время, как рассказала «НИ» генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, ограничивать цену на определенном уровне экономически нецелесообразно, надо смотреть на торговую наценку ретейлера. «Необходимо сравнить закупочные и розничные цены магазина, и если разница между ними будет выше установленного норматива, то тогда следует предпринимать административные меры. Простое замораживание цен может привести лишь к дефициту данной продукции», – говорит она.
По словам эксперта, дефицит в данном случае может возникнуть из-за того, что сети откажутся закупать продукцию, на которую государство ограничило цену. Однако не следует забывать, что убытки при этом понесет и сам ретейлер, так как к нему перестанут приходить традиционные клиенты, ориентированные на широкий ассортимент.